Изображая жертву
Более десятка убитых израильтян, беспорядки на Храмовой горе, операция ЦАХАЛа в Иудее и Самарии - Израиль балансирует на грани очередного вооруженного противостояния. Казалось бы, при чем тут война в Украине? Однако эти два этих конфликта связаны сильнее, чем можно себе представить.
Палестинское руководство не может смириться с тем, что цивилизованный мир оказывает украинскому народу и армии беспрецедентную помощь: политическую, экономическую, военную, моральную. Почему им, а не Рамалле и Газе? С какой стати всеобщее внимание приковано к событиям в Украине, а борьба палестинского народа с израильской «оккупацией» никого не интересует?! Как получилось, что кто-то занял законное место Палестины - место главной жертвы «агрессии и дискриминации»? Эту вопиющую несправедливость нужно немедленно исправить!
Нельзя утверждать, что нынешняя волна эскалации вызвана желанием палестинских лидеров напомнить о себе мировому сообществу, но это, несомненно, одна из их целей. Не случайно именно сейчас Россия обвиняет Израиль в «самой длительной оккупации в послевоенной истории». На фоне арабских беспорядков и роста террора происходит попытка вернуть на международную повестку привычные понятия: израильская агрессия и страдания палестинского народа. Показательно, что этим откровенным переводом стрелок занимается государство, с которым мы так стараемся сохранить пристойные отношения, что наши лидеры до сих пор избегают называть его по имени, осуждая войну. Но наша деликатность не помешала Кремлю высказать открытым текстом то, что в данный момент выгодно российской стороне, так же как экономическая поддержка автономии не мешает палестинским жителям бросаться на израильтян с ножами.
Если в ближайшем будущем Израилю придется расширить военную операцию, палестинская пропаганда сделает все, чтобы навязать мировому сообществу параллели между действиями ЦАХАЛа и российским вторжением в Украину. Палестинские идеологи добьются, чтобы каждый шаг израильских военных изучался чуть ли не под микроскопом. Вбросы российского телевидения о том, что украинцы сами убивают своих граждан и обстреливают свои города, чтобы обвинить в этом российскую армию, наверняка будут взяты на вооружение ХАМАСом и Исламским джихадом. Даже инсценировки не обязательны – вполне достаточно обычной практики боевиков размещать свои штабы и огневые точки в жилых кварталах, школах и больницах. Мировое сообщество в шоке от зрелища сожженных домов и мертвых тел на улицах Украины, и его нетрудно будет убедить, что в Газе и на Западном берегу происходит то же самое.
Сможем ли мы противопоставить что-то этой лжи? Образ жертвы-Палестины и злодея-Израиля - это уже мифология, и, к сожалению, мы сами участвовали в ее создании. Начиная с Осло и даже раньше – с Кемп-Дэвида, наша страна молчаливо соглашается с клеймом агрессора и де-факто признает оккупацию и угнетение палестинского народа. В самом деле, если мы уверены в своей исторической правоте, то зачем нужны бессмысленные переговоры, невыгодные уступки, размежевание? Подаренное палестинской полиции оружие, которое потом стреляет в наших граждан. Половинчатость военных операций, неготовность уничтожить инфраструктуру террора. Игнорирование подстрекательства, нагнетания ненависти, культа героев-шахидов. Щедрые денежные подачки автономии. Расследование любых, самых абсурдных обвинений против наших военнослужащих, - часто с последующим наказанием. Неумение громко и однозначно, на весь мир, назвать палестинских боевиков не борцами за свободу, а кровавыми убийцами. Что это, как не признание своей вины и права жертвы убивать нас в ответ? И если мир на время забыл об этом, сосредоточившись на Украине, то он легко все вспомнит с помощью палестинской риторики и нашего стыдливого молчания. Израиль тоже по-своему изображает жертву – вечную жертву несправедливых обвинений и наветов, - вместо того чтобы бороться с образом, который ему навязывают.
Сегодня ситуация еще острее. Кровавый конфликт в Украине будоражит западную коллективную совесть и требует действий. Вполне реально появление требования ввести против Израиля те же санкции, которые действуют против России. Далее последует беспрецедентное давление на Израиль с целью заставить его свернуть антитеррористическую операцию. Ведь для Запада крайне неудобен прецедент вооруженного столкновения, обратного российско-украинскому конфликту: когда в роли агрессора выступает страна демократической ориентации, а в роли жертвы – патриархальное сообщество с сильными националистическими настроениями. Это нарушает баланс между двумя политическими полюсами и реабилитирует тех, кого принято считать источником угрозы миру: Ирану, Китаю, России. Помимо чисто морального ущерба, эти перемены могут заставить пересмотреть свои позиции колеблющихся игроков вроде нейтральных арабских стран и государств Латинской Америки. Вашингтон постарается избежать этого любой ценой. Следующий неизбежный этап – активизация миротворческих инициатив США и склонение Израиля к территориальным уступкам. Белый дом приложит максимум усилий, чтобы загасить вечно тлеющий ближневосточный пожар, который создает ему так много неприятностей. Любое, самое невыгодное для евреев соглашение между Израилем и палестинцами позволит Америке закрыть давний гештальт и возглавить борьбу против мирового зла, не опасаясь упреков в двойных стандартах. Да, речь идет о нашем ближайшем союзнике, но в глубине души даже наши американские друзья считают нас оккупантами, а палестинцев – жертвами, и мы не особенно стараемся их разубедить.
Так что, когда палестинцы снова начнут изображать жертву «сионистской агрессии», весь мир, включая наших временных партнеров и условных друзей, поддержит эту игру. Более того, Израиль, как обычно, будет играть в ней отведенную ему роль, принимать упреки и оправдываться. Мы не просто хронически проигрываем информационную войну, как принято считать, - в этой войне мы заранее признаем свое поражение.
Автор: Ирина Петрова