Израиль ответит за санкции

Израиль ответит за санкции

США ввели дополнительные санкции против Тегерана с формулировкой "за развитие ракетной программы и дестабилизирующую деятельность в регионе". Ограничения коснулись 13 физических лиц и 12 компаний, связанных с иранской военной промышленностью или с Хизбаллой.

Собственно, Трамп давно критиковал "ужасную" ядерную сделку с ИРИ, называл Иран "крупнейшим государственным спонсором терроризма в мире" и обещал расширение санкций. Иран только облегчил ему задачу, проведя испытания баллистической ракеты средней дальности "Сумар".

Для Трампа ядерная программа, ракетные испытания и геополитические амбиции Ирана в регионе – явления одного порядка. Так что следующим шагом, по логике вещей, должна быть полная отмена ядерной сделки со стороны США. Тегеран же пытается разделить эти факторы: мол, ядерное оружие мы не производим, но ракеты нужны нам для самообороны от "опасных происков сионистского режима и его покровителей, направленных на разжигание войны". Вашингтон же настаивает, что запуск баллистических ракет противоречит если не букве, то духу резолюции 2231 Совета Безопасности ООН, в которой прописаны условия ядерного соглашения.

Показательно, что в этом конфликте международное сообщество скорее готово встать на сторону Ирана. В случае выхода США из сделки, к ним с высокой вероятностью не присоединится ни один из прочих участников договора. Более того, европейские страны видят в намерениях Трампа пренебрежение к их мнению и боятся этого "больше, чем иранских ракет", как пишет Шломо Шамир в газете "Маарив". В случае разрыва сделки по инициативе США, Трамп рискует оказаться в изоляции вместе со своими союзниками – Саудовской Аравией и Израилем. Другие страны могут сохранить с Ираном экономические отношения даже в условиях возобновления ядерной программы. Таким образом, американские санкции сделают ситуацию еще более взрывоопасной, чем она была до заключения сделки. Раздражение Европы и Китая неминуемо распространится и на Израиль как на главного противника соглашения с Ираном. Если раньше иранская угроза всему остальному миру не подвергалась сомнению, то теперь она может отойти на второй план и даже откровенно игнорироваться на фоне новой поляризации международного сообщества.

Пока не известно, в каком лагере окажется Россия. Иран пока остается главным союзником Москвы в сирийском конфликте. Но если Трампу и Путину удастся договориться о совместных действиях против Исламского государства, об урегулировании сирийской проблемы, а главное – об отмене антироссийских санкций, то Кремль, возможно, встанет на сторону Белого дома. Для Израиля это будет означать, что у него стало одним противником меньше, но не факт, что одним другом больше.

Одновременно эксперты отмечают низкую эффективность расширенных американских санкций: остановить ракетную программу Ирана они не смогут. У США нет действенных средств давления на Тегеран, кроме прямого объявления войны. Президент Трамп не отказывается от этого варианта – он и прежде говорил, что в конфликте с Ираном "на столе" все решения, включая и военные шаги. Его советник по вопросам безопасности Майкл Флинн прямо предупредил, что Иран играет с огнем. Иран в ответ пригрозил атаковать Израиль. Как заявил член парламентской комиссии Ирана и бывший чиновник Корпуса стражей исламской революции Моджтабу Зонор, Тегеран нанесет удар по Тель-Авиву и "сравняет с землей" американскую военную базу в Бахрейне, если Вашингтон решится на вооруженное противостояние.

Это не только военная угроза. Иранские аятоллы постоянно намекают всему миру, что конфликт вызван не их стремлением создать атомную бомбу, а агрессивным поведением Израиля. Именно Израиль, таким образом, должен отвечать за любые действия США, до которых иранским ракетам пока еще не долететь.

Впрочем, судьба ядерной сделки и так под вопросом. Недавно в Тегеране умер аятолла Хашеми Рафсанджани, выступавший за соглашение с Западом и в поддержку либеральных реформ президента Рухани. Самому Рухани в мае этого года предстоят новые выборы. Многие иранцы разочарованы результатами ослабления санкций и тем, что международное сообщество не спешит снять оставшиеся ограничения. Новые санкции Трампа усиливают позиции радикалов и сторонников полного разрыва с Западом.

Таким образом, перед Ираном сейчас стоят две опции. Первая - выйти из сделки, возобновить ядерные разработки и через двенадцать месяцев, по оценкам экспертов, получить атомное оружие. Второй путь – демонстративно "обидеться" на Трампа и заручиться поддержкой Европы, Китая, а возможно, и России против США и их союзников. Оба эти варианта не сулят ничего хорошего Израилю. Как ни парадоксально, хвастливые обещания аятолл уничтожить Тель-Авив – лучшее подтверждение правоты и Израиля, и Трампа.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK