К аятоллам на поклон

К аятоллам на поклон

Прошло совсем немного времени с момента подписания договора о перемирии между ХАМАСом и ФАТХом. Еще не стихли победные фанфары, празднующие объединение палестинского народа; египетские и американские миротворцы поздравляют друг друга с новым шагом к урегулированию; обозреватели говорят о триумфе Махмуда Аббаса, получившего в свое управление всю автономию…

…А представители ХАМАСа тем временем отправляются в Иран - обсудить свое примирение с ФАТХом, укрепление связи с Тегераном и борьбу с Израилем.

То, что сделал ХАМАС по отношению к Абу Мазену, на жаргоне называется "зашкварить"; более прилично – замарать, опозорить, повязать общим неблаговидным поступком. После этого не осталось никаких иллюзий: палестинское объединение означает не уступки исламистов Газы, а радикализацию руководства ПНА. Аббас теперь выглядит не вестником мира, а союзником террористов.

И все же: о чем думали хамасовцы, демонстративно отправляясь на поклон к аятоллам? Только что были оглашены израильские условия возобновления мирного процесса, и одно из них - прекращение контактов с Ираном. По-прежнему сохраняется угроза разрыва ядерной сделки между ИРИ и США. Да и Египет вряд ли в восторге от этого визита… ХАМАС бросил вызов всем, кому только можно. Почему и с какой целью?

По следам палестинского соглашения Израиль выставил свои требования к ХАМАСу. Среди них, помимо развода с Ираном и возвращения тел израильских солдат и живых заложников, было признание еврейского государства и разоружение боевиков. В Газе их отвергли, и Египет как главный спонсор палестинского примирения согласился не давить на ХАМАС и оставить эти вопросы на следующий этап. В ответ в Иерусалиме решили пока отказаться от мирного диалога, однако уточнили, что сотрудничество с палестинской администрацией будет продолжено и даже расширено, если силы ПНА возьмут под своей контроль КПП, силы безопасности и гражданское управление Газой.

Таким образом, Аббас получил не только от США и Египта, но и от Израиля дополнительную легитимацию как признанный лидер палестинского народа и проверенный партнер по мирному процессу. Все заинтересованные стороны дали Абу Мазену понять, что он должен сосредоточить в своих руках всю власть в Газе. Однако это совершенно не входит в планы ХАМАСа. Сейчас главный палестинский вопрос - какое из движений получит большинство на выборах в автономии. Поэтому поездка в Иран – это не только возможность "зашкварить" Аббаса, но и демонстрация избирателям, что ХАМАС не предаст палестинские идеалы, не пойдет на поводу у Израиля и не прогнется перед международными миротворцами.

Но не боятся ли хамасовцы сорвать соглашение, снова ввергнуть Газу в экономический кризис и вернуться к тем же проблемам, которые заставили их протянуть руку ФАТХу? Видимо, нет. Идея свершившегося палестинского объединения сейчас, в первые дни и недели после подписания договора, слишком дорога его спонсорам и участникам. Такая "мелочь", как визит в Тегеран вряд ли приведет к ее краху. Что касается Израиля, то все его условия можно представить вмешательством во внутренние палестинские дела. Это обвинение особенно актуально в те дни, когда ХАМАС уже (или еще) может говорить от имени всего палестинского народа.

Того же мнения придерживаются и на Западном берегу. Так, пресс-секретарь Аббаса Набиль Абу Рудейна заявил, что "национальное примирение является высшим приоритетом палестинцев" и никакое давление Израиля ему не помешает, как не изменит оно и общую палестинскую приверженность идее государства в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме.

Пока длится эта эйфория примирения, ХАМАС может позволять себе какие угодно выходки – Абу Мазен их стерпит, даже в ущерб своей репутации, ради "высшего приоритета". Точно так же будет молчать и Египет: преодоление палестинского раскола – слишком важный шаг на пути восстановления его ведущей роли в арабском мире. Остается верить, что хамасовских демаршей не потерпит Белый дом, который, судя по всему, не настроен потакать Ирану…

Но и здесь все не так однозначно. Да, президент Трамп видит в режиме аятолл своего главного, после ИГИЛ, противника на Ближнем Востоке. Да, вся региональная политика Вашингтона строится на объединении анти-иранских сил. Но урегулирование между Израилем и палестинцами – тоже важная часть этой политики. И Трамп, вероятно, уже понял, что других палестинцев для мирного процесса у него нет, работать придется с существующим материалом – с Аббасом и хамасовской Газой. Эту мысль уговорами, обещаниями или более жестким давлением, он постарается донести до Израиля, невзирая на все наши обозначенные "красные линии". Поэтому заигрывания ХАМАСа с Ираном в Белом доме постараются просто не заметить.

На что же может рассчитывать наше правительство? Как всегда, на то, что палестинские лидеры сами сорвут процесс урегулирования, поскольку он им не нужен. Проще говоря, наша надежда – на Аббаса, который не хочет ни нести ответственность за независимое палестинское государство, ни делиться властью с ХАМАСом. Правда, брать на себя вину за провал палестинского единства он тоже не готов. Поэтому он сделает все возможное, чтобы и ХАМАС, и палестинское перемирие были разрушены нашими руками.

Шанс, что Абу Мазен постарается спровоцировать новую войну между Израилем и ХАМАСом, очень велик. В этой войне ни одна сторона не выиграет: даже если ЦАХАЛу удастся разгромить террористическую инфраструктуру Газы, военные действия неминуемо приведут к разрушениям и жертвам среди гражданского населения и сильно подорвут международную репутацию Израиля. Поэтому эксперты и политики считают, что еврейское государство должно сейчас проявлять максимальную выдержку, не идти на поводу у Аббаса, не поддаваться на провокации.

Но и хамасовские лидеры понимают, что в такой ситуации им многое сойдет с рук – в том числе поездка в Тегеран.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK