К чему мы пришли за 70 лет
70 лет – совсем еще детство для государства. В детстве человек переживает самый яркий и активный этап своего развития, и про Израиль можно сказать то же самое. Наши успехи удивляют и восхищают, учитывая, что само существование государства не раз оказывалось под вопросом. Не случайно именно на достижениях правительство делает акцент в канун нынешних празднований.
За эти годы Израиль стал сильным, независимым, развитым государством, принял миллионы репатриантов со всех уголков земли и стал настоящим Национальным домом для еврейского народа. По данным 2017 года, его население достигло 8 680 000 человек. Сегодня здесь проживает 484 400 евреев – почти 45% всех евреев мира. Несмотря на культурные различия, абсолютное большинство репатриантов считают себя израильтянами.
Сами очертания страны успели несколько раз измениться. Мы объединили Иерусалим и заняли Голаны. Взяли под контроль так называемые "территории", а потом частично передали этот контроль палестинской администрации. Завоевали и отдали Синай. Вошли в Южный Ливан и вышли из него. Позволили главе ООП Арафату создать в Рамалле свою резиденцию, а потом взяли его в блокаду. Размежевались с Газой. Было совершено немало просчетов и ошибок, и не все из них удалось исправить. Достаточно вспомнить, что мы собственноручно вырастили ХАМАС.
За 70 лет миру пришлось признать существование еврейского государства и начать считаться с его интересами. Нас уважают и боятся, главным образом благодаря мощи нашей армии. В последние годы даже бывшие враги и лидеры мусульманского мира вроде Египта и Саудовской Аравии ищут нашей дружбы.
Мы создали крепкую и эффективную экономику и прославились на весь мир своими изобретениями и технологиями. Израиль считается одной из самых экономически и индустриально развитых стран в Юго-Западной Азии и второй страной в мире (после США) по количеству открываемых старт-апов. Благодаря взвешенной финансовой политике нам удалось избежать последствий мировых экономических кризис последних двух десятилетий. И наконец, случилось то, о чем раньше лишь мечтали или рассказывали анекдоты, - в акватории Израиля найдены богатые месторождения нефти и газа.
Внешнеполитическое положение государства сегодня достаточно стабильно. Нынешнее правительство США – самое дружественное к Израилю за всю историю, и впервые мы поддерживаем хорошие отношения одновременно со Штатами и Россией.
Израиль неизменно занимает высокие места (в последний год – 11-е) в международном рейтинге "индекса счастья". Жители страны довольны своей жизнью и уверены в будущем, несмотря на многочисленные проблемы. А их, увы, более чем достаточно. Стоит ли вспоминать о них в праздничные дни? Непременно, если мы хотим, чтобы следующие 70, 120 и более лет стали более мирными и благополучными.
Главное, чего нет в Израиле до сих пор, – мира. Мало какое государство пережило столько войн и террористических атак за столь короткий срок своего существования. Хотя ситуация с безопасностью несравненно лучше, чем раньше, мы по-прежнему находимся на грани войны. Международная арабская агрессия сменилась "внутренним" палестинским террором, к которому все чаще присоединяются арабские граждане Израиля. Все попытки прийти к компромиссу только раззадоривали наших врагов и порождали новые формы противостояния. Мирный процесс, начатый в 1993 году с договоров Осло, принес лишь новые вспышки террора и принял форму вялотекущего неизлечимого заболевания. Лозунг "Мир в обмен на территории" был вытеснен принципом "Два государства для двух народов", но и тот уже доказал свою бесперспективность. Сегодня очередной президент США, как и все его предшественники, пытается помирить Израиль с палестинцами, но никто не верит, что это удастся ему или кому-либо другому.
Постоянно сохраняется опасность военного столкновения с ХАМАСом на юге и Хизбаллой на севере, атаки со стороны Ирана и новых радикальных исламистов вроде "Исламского государства", провокаций на границе с воюющей Сирией. Ситуация в регионе чревата конфликтом между ядерными державами, и наш юбилей проходит под угрозой новой масштабной войны.
Хотя все больше стран хотят иметь нас в союзниках, особой любви к еврейскому государству никто не испытывает. ООН приняла больше резолюций против Израиля, чем против любой другой страны мира. Движения бойкота и антиизраильские торговые санкции по-прежнему находят своих последователей среди стран, организаций, общественных деятелей и простых граждан.
Наша экономика оставляет за бортом все больше людей. Согласно последнему отчету общественной организации "Латет" два с половиной миллиона израильтян (свыше 29% населения страны) живут за чертой бедности, из них более миллиона детей. По уровню бедности Израиль занимает первое место среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (OECD). Эксперты OECD отмечают критический рост социального неравенства и пропасти между богатыми и бедными. Увеличивается эмиграция, особенно среди молодых и образованных. Экономически мы до сих пор сильно зависим от США, особенно в оборонной сфере.
Политическую систему сотрясают постоянные кризисы; редкое правительство досиживает до конца каденции. Партии и политики борются за должности и влияние, защищая личные и секторальные интересы. Мало кто действительно беспокоится о судьбе государства. Народ все меньше доверяет руководству, хотя ситуация в правительстве и в Кнессете в немалой степени отражает разногласия и противоречия в самом обществе. В последние годы страну постоянно парализуют то профсоюзные забастовки, то социальные протесты, то демонстрации ультраортодоксов, не желающих служить в армии. Порой даже возникают сомнения, что страна идет по верному пути. Расчет лишь на то, что со временем Израиль повзрослеет и перерастет свои детские болезни. В день рождения государства особенно хочется на это надеяться.