ХАМАС и "водяное перемирие"
Атака джихадистов на 15 египетских блокпостов на Синае заставила говорить о новом фронте борьбы с Исламским государством. Перед этой угрозой, самой страшной на Ближнем Востоке, сплотились арабские страны - по просьбе Каира собирается экстренное заседание ЛАГ. Израиль дает добро на все действия египетской армии на Синайском полуострове. Встревоженный регион напоминает киплинговские джунгли, обитатели которых готовы перед лицом общего врага объявить водяное перемирие.
Среди тех, кто вынужден защищать свои «джунгли» – руководство ХАМАСа в Газе. Граничащая с Синаем Газа может стать следующей целью Исламского государства. Накануне атаки на египетские объекты боевики ИГ пообещали захватить сектор Газа и свергнуть ХАМАС. На этом фоне крепнет сотрудничество Исламского движения сопротивления с египетскими военными, которым они передали список боевиков, проникших в сектор через подземные туннели. Вряд ли можно считать совпадением тот факт, что египетский суд недавно вычеркнул ХАМАС из списка террористических организаций.
Одновременно все чаще говорят о том, что ХАМАС вот-вот предложит Израилю долгосрочное прекращение огня на 10-15 лет. Об этом якобы недавно совещались заместитель генерального секретаря группировки Муса Абу Марзук и лидер "Хизбаллы" Хассаном Насраллой. «Хизбалла», как известно, несет большие потери в боях с Исламским государством в Сирии, Ираке и Ливане и
Нет ничего удивительного в том, что бандиты и убийцы, столкнувшись с более сильным врагом, стремятся обезопасить себя от войны на два фронта. Странно только, что в Израиле всерьез рассматривают эту перспективу. Как заявил бывший командующий Южным военным округом Дорон Альмог, любое перемирие лучше, чем война. Ему вторит политический обозреватель Ави Иссахаров, который считает, что правители Газы сегодня хотят лишь одного – сохранить власть и контроль над сектором, и Израилю следует помочь им в этом. В пользу такого решения приводятся следующие аргументы. Первый: с ХАМАСом, в отличие от ИГ, можно договориться. Второй: сегодня у ХАМАСа и Израиля общий враг – джихадисты грозятся уничтожить и тех, и других.
Но разве мы не знаем цену договоренностям с ХАМАСом? Разве хоть одно из соглашений о прекращении огня соблюдалось до конца? Прежде всего, не факт, что хамасовские руководители действительно обратятся к Израилю с предложением перемирия. Ведь тем самым они дают мощный козырь своим противникам, которые угрожают им не только с Синая, но и внутри сектора. Набирающие силу салафиты Газы смогут обвинять ХАМАС не только в недостатке религиозного рвения, но и в предательстве интересов палестинского народа. Голодное и забитое население легко поверит обличителям, тем более что коррумпированность властей сектора всем хорошо известна.
Да, ХАМАС находится меж двух огней – между Израилем и ИГ, и все же задабривать им скорее нужно своих собратьев-салафитов. Израиль, как они уже убедились, не собирается нападать первым и свергать их власть. Кроме того, хамасовцы понимают, что о прекращении огня можно договариваться лишь тогда, когда они гарантируют прекращение обстрелов израильской территории. А в нынешней ситуации, в которой сторонники ИГ пытаются спровоцировать новый конфликт между Израилем и ХАМАСом, это маловероятно. Расчет, возможно, на то, что Израиль проникнется серьезностью ситуации и поддержит «водяное перемирие» без каких-либо обязательств со стороны ХАМАСа. Не случайно глава администрации в Газе Исмаил Ханийе на днях успокоил жителей сектора сообщением, что Израиль не планирует новую войну.
Принято считать, что ИГ страшнее и агрессивнее, чем исламисты Газы. Но означает ли это, что еврейское государство должно помогать ХАМАСу? Нет никаких сомнений, что избежав опасности, боевики атакуют Израиль вновь, не дожидаясь истечения 10 или 15 лет. То же самое можно сказать и о «Хизбалле». Мало того, никто не может гарантировать, что ХАМАС не объединится с Исламским государством, если поймет, что на его стороне сила. По сведениям израильских спецслужб хамасовцы тайно сотрудничают с джихадистами ИГ на Синайском полуострове. Сейчас власти Газы, зависящие от заступничества Египта, изображают из себя борцов с терроризмом. Это не мешает им вооружаться – тем более что производство и контрабанду оружия можно оправдать необходимостью защиты от Исламского государства.
У Израиля есть хороший способ проверить, насколько искренне миролюбие ХАМАСа и его готовность к мирному сосуществованию. Надо всего лишь предложить руководству Газы признать право на существование еврейского государства. Разумеется, экстремисты на это не пойдут, поскольку потеряют и поддержку спонсоров, и уважение всего радикального мира. Но Израилю ни в коем случае нельзя соглашаться на меньшее – непозволительно заключать даже вынужденные стратегические союзы с теми, кто стремится тебя уничтожить.
ХАМАС, скорее всего, постарается избежать такой ситуации, и будет рассчитывать не столько на непрямые переговоры, сколько на то, что кто-то из заинтересованных сторон – например, Египет, - настоятельно попросит Иерусалим сохранять хладнокровие во имя победы над более страшным врагом. У Израиля будет большое искушение пойти навстречу этому пожеланию ради улучшения отношений с Каиром. Но этого делать не следует. Не нужно участвовать в бандитских разборках, даже путем нейтралитета.
У еврейского государства нет причин защищать ХАМАС – он ничем не лучше Исламского государства. Даже если салафиты придут к власти в Газе или прорвутся в сектор с Синая, на Израиль им не замахнуться. Зато у нас будет законный повод наглухо закрыть границу, а после первой же запущенной в нашу сторону ракеты нанести сокрушительный удар по бандитскому гнезду. Международному сообществу придется на сей раз промолчать, ведь Израиль будет сражаться с «главным врагом человечества». И уступки ХАМАСу нам для этого не нужны.