Коалиция: версий много, шансов мало

Коалиция: версий много, шансов мало

Выборы закончились, голоса подсчитаны, но кто выиграл и кто проиграл, будет ясно по окончании коалиционных переговоров. Пока конкуренты по-джентльменски пытаются пропустить друг друга вперед – каждый рассчитывает, что ему легче будет мобилизовать союзников на фоне провала соперника.

По мандатам Бени Ганц выходит победителем, вот только шансов закрепить эту победу созданием правительства у него не так много. Понимая это, Нетаниягу сходу предложил «Кахоль Лаван» создать общую коалицию и ротацию поста Премьер-министра. Согласиться на это означает для Ганца добровольно отдать Биби победу и разочаровать своих избирателей.

Пока что Ганц полон решимости возглавить правительство. Вопрос – какое?
Ходят усиленные слухи, что «Кахоль Лаван» хочет пригласить в союзники ультраортодоксов с их суммарными 17 мандатами. Левые партии и харедим, без Либермана и арабов набирают необходимый минимум в 61 мандат. Похожая лево-ортодоксальная коалиция существовала в правительстве Рабина. Однако здесь есть несколько серьезных препятствий.

ШАС и «Еврейство Торы» уже пообещали свою поддержку Нетаниягу, хотя предкоалиционные обещания стоят еще меньше, чем предвыборные. Но ультраортодоксальные политики стали разборчивее и не спешат примкнуть к левому лагерю, опасаясь за свой рейтинг. Кроме того, они заранее выставляют условия, на которые никогда не согласится Яир Лапид. Да и Ганцу не следует начинать карьеру с обмана своего электората – ведь перед выборами он заверял, что создаст светское правительство.

У левого блока всего 44 мандата, поэтому, чтобы сформировать коалицию без харедим, недостаточно присоединить только НДИ с ее 8 мандатами либо только Объединенный арабский список с 13-ю. Идея запрячь в одну телегу арабов и Либермана – и вовсе из области фантастики. Арабский список уже озвучил свои условия вхождения в коалицию (заведомо невыполнимые), а Либерман никогда не сядет в одном правительстве с арабскими депутатами.

Оптимальный для Ганца вариант – правительство национального единства с Ликудом, но без Нетаниягу – тоже кажется малореальным. У генералов слишком мало рычагов давления, чтобы спровоцировать бунт в правящей партии, которая знавала с Биби и лучшие, и худшие времена. Этого еще мог бы добиться Либерман со своим опытом вносить разлад и затевать склоки, но в таком случае он и будет негласно командовать парадом широкой коалиции.

По сути, Ганцу остается только одно: делать хорошую мину при плохой игре, заранее обвиняя Нетаниягу в том, что тот не согласился уйти, чтобы дать сформировать коалицию. Однако Биби разыгрывает ту же карту, предлагая «Кахоль Лаван» присоединиться к правому блоку. Ожидаемый отказ Ганца пойти на условия Нетаниягу – повод сделать его ответственным за провал коалиционных переговоров. Упреки в адрес Ганца станут еще тяжелее, если страна останется без правительства в трудной ситуации: на пороге войны, перед угрозой бюджетного кризиса и т. п.

Да, Биби по-прежнему ведет себя как победитель, и у него есть для этого основания – в свое время он перехватил инициативу создания коалиции у Ципи Ливни, хотя возглавляемая ею Кадима обогнала Ликуд. Он уже создал блок из 55 депутатов Ликуда, «Ямина» и ортодоксальных партий, чтобы давить на Ганца и вынудить того признать лидерство Нетаниягу. Если глава "Кахоль Лаван" не сумеет собрать коалицию, этот план может сработать. Однако нет гарантий, что члены правого блока еще раньше не переметнутся к противнику, несмотря на подписанные соглашения. Нетаниягу это понимает, но других союзников у него нет.

Либерман? Его вряд ли удастся заманить в правую коалицию, и он не готов отказаться от требования светского правительства национального единства. Привлечь к сотрудничеству Аводу – Гешер, компенсировав Перецу сбритые усы весомыми министерствами и прочими плюшками? Но пока глава Аводы ничем не дал понять, что согласен на этот шаг, да и коалиция в 61 мандат будет очень слабой.

Сегодня главная задача Нетаниягу – получить иммунитет от судебного преследования, и здесь сохранение премьерского кресла становится уже не целью, а средством. В случае ротации ему необходимо занять кресло Премьера первым, потому что уже в декабре ему могут быть предъявлены обвинения. Если он увидит, что шансы невелики, то может попытаться продать свой уход из политики подороже – в обмен на досудебную сделку и отмену обвинений в коррупции и злоупотреблении властью. Для него это очень плохой вариант. Но еще хуже, если в Ликуде все же решатся свергнуть своего вождя. Это крайне маловероятно и произойдет лишь в том случае, если все попытки Нетаниягу сформировать правительство с треском провалятся. Однако и здесь у Биби остается возможность реванша – он вполне способен выиграть праймериз и снова возглавить Ликуд. Нельзя недооценивать его популярность в обществе в целом и среди рядовых ликудников – в частности.

Эксперты предполагают еще один возможный путь для Нетаниягу выйти из игры с высоко поднятой головой – заручиться обещанием избрать его следующим президентом, что также дает иммунитет от предъявления обвинений. Но в любом случае отставка реальна, лишь когда большинство депутатов, в том числе и в Ликуде, отдадут предпочтение формированию правительства, а не сохранению лидерства Нетаниягу. Таким образом, вопрос «Биби или не Биби?» остается главным и после выборов.

Партнеры были удивлены, когда Нетаниягу сразу после поражения начал планировать стратегию «на следующий раз». У Премьера нет времени ждать третьих выборов – слушания в суде с высокой вероятностью обвинения произойдут раньше. Единственное, что может их отстрочить, – внезапная война, которую Нетаниягу должен выиграть и вернуть себе репутацию спасителя Израиля, чтобы ни суд, ни конкуренты не смели посягнуть на его власть и свободу. Вероятность такой войны в случае провала создания правительства достаточно высока, вот только ее исход предсказать еще труднее, чем итоги коалиционных переговоров.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK