Когда выстрелит криминальное оружие?
Преступность в арабском секторе Израиля достигла таких масштабов, что о ней начали писать в мировых СМИ. Для нас это и вовсе не новость: чуть ли не каждый день начинается с криминальной хроники и сообщений о стрельбе или поножовщине среди израильских арабов. С начала года убито почти 80 человек, в прошлом году жертв было 113. Арабское население составляет около 20% жителей страны, но их доля убийств в общеизраильской статистике – 67%. При этом раскрываемость убийств в арабской общине составляет 22%, а в еврейской – 71%. По неофициальным данным, на руках у арабов и бедуинов Израиля не меньше двух тысяч единиц незаконного оружия.
Сегодня жители арабских городов и деревень требуют от полиции навести порядок на местном «Диком Западе», к этому же призывают арабские политики и депутаты Кнессета. Полиция же откровенно не справляется с размахом преступности и переводит стрелки на государство. Как гласят полицейские релизы, для успешного искоренения криминальной составляющей требуются глобальные изменения в культуре и менталитете арабской общины. Все верно, только эти перемены, даже если их удастся осуществить, займут много лет, а действовать надо незамедлительно.
В отличие от автономии, между нами нет границ: во многих местах арабы и евреи живут бок о бок. Израильские арабы все чаще переселяются из деревень в большие города, что ухудшает в них криминальную обстановку. Перестрелки порой ведется около еврейских поселений, на общих дорогах, в том числе и в центре страны. Евреи уже становились случайными жертвами арабских криминальных разборок, и это может вскоре стать повсеместным явлением.
Сложившаяся ситуация – плод многолетнего попустительства со стороны власти и полиции, которые старались не вмешиваться в жизнь арабского общества и позволяли ему жить по своим законам. Тема преступности в арабском секторе замалчивалась, чтобы не вызвать обвинений в дискриминации, а полиция избегала проводить аресты и обыски, опасаясь массовых беспорядков. В этом политики и правоохранители были вполне солидарны – никому не хотелось, чтобы из криминальной искры возгорелось пламя национального сопротивления. Неудивительно, что сейчас, когда проблема арабского криминала выросла до общегосударственного уровня, никто не знает, как к ней подступиться.
Эксперты считают, что наша главная ошибка – западный подход к проблеме преступности, не учитывающий фактора племен и кланов, на которых построена вся ближневосточная иерархия. Наглядный пример: бедуинская община, в целом лояльная к еврейскому государству и одновременно самая криминогенная в стране. Даже для офицеров-бедуинов интересы клана, замешанного в криминальной деятельности, часто оказываются выше верности государству и армейской присяге. Работа с кланами признана эффективной мерой, например, в Саудовской Аравии, но совершенно игнорируется полицией Израиля.
Да, у роста арабского криминала есть и объективные причины, которые не входят в компетенцию полиции, – тяжелое экономическое положение, высокая безработица среди молодежи, нежелание населения сотрудничать с правоохранительными органами. При этом на улицах арабских населенных пунктов хронически не хватает полицейских патрулей и камер наблюдения. Уже звучали требования использовать в Израиле программу защиты свидетелей – тогда люди будут охотнее давать показания, не опасаясь мести. Министр регионального сотрудничества Иссауи Фредж в отчаянии призвал обратиться за помощью к ШАБАКу, поскольку даже он не чувствует себя в безопасности. В самом деле: борьба с терроризмом у нас ведется гораздо успешнее, чем с преступностью. У министра же есть основания для страха – в середине августа неизвестными был застрелен арабский политик, советник министра образования Сахер Исмаил.
Правительственную программу борьбы с насилием в арабском секторе недавно озвучил премьер-министр Беннет. На нее выделяется более миллиарда шекелей. Будут созданы новые полицейские участки, увеличится призыв в полицию арабов, бедуинов и черкесов. Проводится все больше операций по изъятию незаконного оружия. Создается специальное подразделение, которое будет работать по принципу армейского отряда «псевдоарабов», но в пределах «зеленой черты».
Все это хорошо и правильно, вот только подобные планы были у всех предыдущих правительств, но из них ничего не вышло. И сегодня специалисты считают, что все эти меры, возможно, способны снизить уличную преступность, но не затронут мафиозную составляющую арабского криминалитета.
У властей и правоохранителей по-прежнему нет общей стратегии решения проблемы, и прежде всего - готовности за нее взяться. После стольких лет полицейские начальники сохраняют надежду, что все как-то образуется и рассосется само собой. Между тем, арабская криминальная прослойка уже поделила всю страну, она захватывает все больше территории и сфер деятельности. Но главная угроза - тесные связи между организованной преступностью и арабским терроризмом. Эксперты предупреждают: достаточно незначительного повода, чтобы арабский криминалитет перешел на идеологическую платформу. Тогда нам будет противостоять настоящая армия - многотысячная, хорошо организованная и вооруженная. Правоохранители сами признаются, что одно и то же оружие часто используется и в разборках, и в терактах. Не стоит рассчитывать, что оно всегда будет стрелять только по «своим».
Это очень страшная перспектива. Мы уже видели, как легко вспыхивают беспорядки в населенных пунктах со смешанным населением, как превращаются во врагов вчерашние мирные соседи. Нет никакой гарантии, что это не случится снова. Тогда весь накопленный преступный опыт арабской общины обернется против евреев, а полиция, как и в прошлый раз, распишется в своей беспомощности и призовет на помощь армию. Чтобы этого не случилось, действовать надо сейчас. Ворошить осиное гнездо рискованно, но еще хуже жить рядом с ним и позволять ему расти.
Автор//: Ирина Петрова