Коллективное наказание
Первый израильский карантин сопровождался надеждой. Второй вызывает только отчаяние. Очевидно, что это уже не превентивная, а воспитательная или даже карательная мера. Проще говоря, нас наказывают карантином за недисциплинированность и пренебрежение мерами безопасности. После нескольких месяцев провальной стратегии власти нащупали болевую точку общества: люди боятся карантина больше, чем «короны».
Наказывают всех, в том числе сознательных граждан, которые все лето честно задыхались в масках и соблюдали дистанцию. Наказывают законопослушные бизнесы, которые терпели убытки, ограничивая число посетителей. Они-то пострадают больше всех, потому что другие снова найдут способ обходить правила. Тем более что в этот раз контроль будет не таким строгим, и даже полиция собирается действовать больше убеждением, а не штрафами. При таком раскладе уровень заболеваемости не снизится никогда, и коллективное наказание будет продолжаться бесконечно, возможно, с небольшими перерывами. Все это так же дико, как если бы автомобильное движение полностью запретили из-за того, что на дороге случаются аварии. Но нигде так не делают: штрафуют и лишают прав только нарушителей.
Первый карантин был введен, чтобы адаптировать систему здравоохранения к борьбе с пандемией. На этот раз даже целей никаких не объявлено: сидите дома, а там видно будет. Каждый чиновник тянет одеяло на себя, игнорируя общие соображения: например, глава минпроса Йоав Галант настоял на открытии школ 1 сентября, хотя опыт Европы уже показал, что начало учебного года приносит всплеск заражений. Если бы школы открыли после Суккота – а за две недели до праздников нормальной учебы не бывает, - возможно, мы избежали бы роста печальной статистики.
Израиль первым ввел полный карантин в начале эпидемии и он же первым повторил его. Возможно, это будет единственный в своем роде прецедент - другие страны пока находят баланс между потребностями экономики и распространением эпидемии. Во всяком случае, коллективные наказания населения там не применяются.
Против введения полного «сегера» в Израиле высказывались предприниматели, экономисты, общественные деятели и даже медики. Приглашенные на заседание правительства директора крупных больниц говорили, что система здравоохранения вполне справляется с ситуацией. Но власти не стали вникать в аргументы – гораздо проще закрыть все разом, запретить и поставить галочку, чтобы показать: мы сделали все возможное, пошли на крайние меры, и вы сами в этом виноваты.
Меры действительно крайние – гостиничный и туристический бизнес, который за осенние праздники мог хотя бы отчасти компенсировать свои потери, теперь просто не выживет. По предварительной оценке экспертов, в этом году разорится до 80 тысяч малых предприятий, число безработных увеличится на 200 тысяч. Есть ли в казне деньги на новые пособия и денежные подарки населению? Ответа мы не знаем. А моральный ущерб вообще невозможно оценить. Люди теряют не просто работу и доход, а веру в себя и в будущее. Какое пособие способно это исправить?
Допустимо ли закрывать экономику второй раз за год, оставлять людей без средств к существованию, лишать их отдыха и общения с родными? Многие ученые утверждают, что нам придется еще много лет жить с «короной» или с другими опасными вирусами. Что же тогда – карантин «каждый понедельник и четверг», как говорят в Израиле?
Не лучше ли приспособиться к реальности - например, более строго требовать выполнения всех правил минздрава всеми без исключения?
Да, в масках душно и неудобно. Но вполне вероятно, что нам придется носить их очень долго, а может, даже постоянно. Чтобы люди это осознали, нужна настойчивая работа, разъяснительная и административная. Вместо этого мы выслушиваем публичные споры о том, нужны ли маски вообще, – неудивительно, что часть населения о них забыла. Кстати, наши знаменитые стартапы могли бы изобрести специальную ткань, через которой легче дышится. Такие разработки требуют финансирования, но карантин все равно обходится дороже.
Логично было бы закрыть только «красные» зоны – этот вопрос обсуждался не раз. Но среди них оказалось много ультраортодоксальных районов и городов, и харедим назвали этот шаг дискриминацией верующих. А поскольку их мнение играет первостепенную роль для главы правительства, в карантине будут сидеть все, чтобы никому не было обидно.
Впрочем, для ультаортодоксов введены специальные послабления, чтобы не омрачать запретами святые дни Рош а-Шана и Йом-Кипура с их массовыми молитвами. Как утверждают сами харедим, «карантин – это для светских», к тому же они не скрывают, что не собираются соблюдать даже немногие оставшиеся правила. На фоне вводимых для всех израильтян ограничений на въезд и выезд, страну посетят на праздники тысячи американских ешиботников, несмотря на высокий уровень заболеваемости в США. И разумеется, паломничество хасидов в Умань тоже состоится, как бы власти двух стран ни пытались его предотвратить.
Среди хасидских течений есть и те, кто изначально следует правилам минздрава, - за что им честь и хвала, - но лишь потому, что так постановили их раввины. Получается, что вся страна зависит от здравомыслия раввинов и депутатов религиозных партий, поскольку от них, в свою очередь, зависит судьба правительства Нетаниягу.
Здравомыслящих и ответственных раввинов у нас немного, как и политиков, так что одна часть населения будет сидеть взаперти, а другая – по-прежнему распространять инфекцию. Поэтому маловероятно, что нынешний карантин всерьез повлияет на «корону». Ну, а если нам повезет и «сегер» будет отменен хотя бы через месяц, то большинство снова ринется на пляжи, в торговые центры, на курорты, забыв о мерах безопасности, чтобы вдохнуть воздух свободы, «пока не началось» - пока страну снова не закрыли. Уж если нас наказывают, то пусть хотя бы будет за что.
Народу Израиля не привыкать жить в экстремальных ситуациях. Может, и к перманентному карантину мы когда-нибудь привыкнем. Но к борьбе с эпидемией это не имеет отношения.
Автор//: Ирина Петрова