Компромисс или беспринципность? | Фото: AFP

Компромисс или беспринципность?

После окончательного подсчета голосов оказалось, что правый лагерь рано радовался, а премьер Нетаниягу напрасно праздновал победу. Да и рядовым израильтянам не стоит расслабляться: на горизонте замаячили очередные внеочередные выборы, что было бы смешно, если бы не было так грустно.

Все карты спутал список РААМ, который изначально не проходил электоральный барьер, а в итоге взял 4 мандата. Теперь судьба коалиции подвешена уже на двух ниточках: семи мандатах Беннета и четырех - Мансура Аббаса. Причем для формирования большинства и лагерю Биби, и его противникам нужны обе эти фракции.

Предвыборная кампания сопровождалась громкими заявлениями о том, с кем те или иные партии не станут сидеть в одном правительстве. В частности, Нафтали Беннет обязался не входить в кабинет Лапида, а Гидеон Саар – присоединяться к Нетаниягу. Правда, на фоне происходящей чехарды некоторые лидеры постарались избежать категоричных заявлений, но сама идеология политических движений делает многие союзы невозможными. Трудно представить себе сотрудничество НДИ и харедим, «Ямины» и МЕРЕЦ, Еврейства Торы и Лапида, «Новой надежды» и Объединенного списка. Одним словом, попытки составить коалицию снова напоминают задачу по усаживанию в одну лодку волка, козы и капусты, но на этот раз такую задачу решают оба лагеря.

В последние дни политологи говорят о компромиссе и о том, что благо страны и решение насущных задач важнее предвыборных обещаний. В самом деле, избежать пятых выборов подряд удастся лишь в том случае, если политики перестанут держаться за свои требования и амбиции. Но для этого на уступки должны пойти практически все. Насколько это реально – и насколько правильно?

Нетаниягу готов принять в коалицию и «Ямину», и бунтовщика Саара с его «Новой надеждой», и Мансура Аббаса, и вообще всех желающих. Возможно, ему даже удастся убедить Беннета и своих однопартийцев, что РААМ – это «хорошие арабы», и с ними можно и нужно сотрудничать. Но камнем преткновения остается «Ционут Датит». Бецалель Смотрич и его соратники категорически не согласны на правительство с участием арабских депутатов. Крайние правые не особенно держатся за власть. Они привыкли быть в оппозиции, и им нечего терять, кроме своего электората, который не простит им отступления от принципов. Если же Биби каким-то чудом удастся усадить в одну лодку правых ястребов и израильских арабов, это будет чрезвычайно малоэффективное и недолговечное правительство.

Другой вариант – заменить РААМ «Новой надеждой», что позволит сформировать идеологически однородный правый кабинет. Эмиссары Нетаниягу уже беседовали с Сааром, предложив ему от имени своего патрона ротацию на посту главы правительства. На данный момент Саар не принял предложения, и вряд ли он набивает себе цену - он просто не верит Биби, помня неудавшуюся ротацию Ганца. Дело даже не в заведомо недостижимом кресле премьера, а в том, что, вернувшись под крыло Нетаниягу, Саар и его партия подпишут себе политический смертный приговор. Допустим, сам лидер «Новой надежды» может пойти на такие жертвы для спасения страны от пятых выборов, но далеко не все его соратники согласятся похоронить свою карьеру.

Со своей стороны, лагерь «только не Биби» провозгласил задачу создания «национального правительства исцеления», подразумевая под этим готовность договариваться и взаимные уступки. Идет закулисное обсуждение ротации Лапида и Беннета либо Лапида – Беннета – Саара. И то, и другое противоречит предвыборному обещанию главы «Ямины», но здесь ему нетрудно будет уступить, помня, что после этого заявления рейтинги партии пошли вниз. Есть даже вариант предложить Беннету пост премьера, чтобы сделать его более сговорчивым. Такой шаг потребует большой жертвенности от Лапида, а также согласия Либермана и Ганца. Многие считают странной ситуацию, при которой правительство возглавит лидер фракции, насчитывающей семь мандатов. На самом деле, это всего лишь будет означать, что его союзники усмирили свое эго ради общей цели. Остается надеяться, что этой целью действительно станет вывод страны из кризиса, а не только смещение Нетаниягу.

Впрочем, и эти уступки еще не гарантируют соглашения, поскольку Саар на данный момент не согласен на коалицию с участием РААМ и даже на внешнюю поддержку Объединенного списка. Если глава «Новой надежды» и здесь сохранит принципиальность, то его упорство станет причиной пятых выборов.

Альтернативный вариант – вместо арабских партий привлечь в коалицию ультраортодоксов. Но такой поворот еще менее вероятен, ведь его наверняка заблокируют МЕРЕЦ и НДИ, да харедим и сами не войдут в правительство с такими партнерами.

Наконец, у Биби остается запрещенный, но действенный прием: заручившись участием Беннета, найти у своих оппонентов слабое звено и переманить к себе всего двух перебежчиков – этого будет достаточно для парламентского большинства. Но тогда коалиция окажется – уже в который раз - построена не на разумном компромиссе, а на беспринципности отдельных политиков.

Кстати, Мансур Аббас тоже не собирается уступать и уже выставил Лапиду свои условия присоединения к правительству. Главное из них – замораживание Закона о национальном характере государства. Лапид, возможно, не стал бы возражать, однако на такой шаг не пойдут ни Беннет, ни Саар, ни Либерман.

Или все-таки пойдут? Возможно, мы недооцениваем гибкость наших народных избранников, и все они способны на уступки. Но если принципы побоку, если обещания избирателям и идеология не имеют значения - не получится ли тогда, что вместе с грязной водой политических интересов мы выплеснем и ребенка, то есть основы государства? Нужно ли нам правительство, состоящее из политиков, которые не держат свое слово?

Ответ был бы однозначен – нет, не нужно, - если бы не уверенность, что мы и в следующий раз получим те же грабли. Пока, похоже, Израиль все же идет на пятый круг. Многие лидеры обещали этого не допустить, но именно такие обещания обычно не выполняются.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK