Кто виноват из них, кто прав

Кто виноват из них, кто прав

Наши политики сегодня напоминают персонажей басни Крылова, которые усердно тащат воз в разные стороны. Впрочем, когда было иначе? Но сейчас особенно велик риск, что воз коалиции свалится в болото досрочных выборов, которые произойдут уже в начале лета.

Ультраортодоксальные партии подготовили законопроект, освобождающий учащихся ешив от армейского призыва, и требуют обсудить его до утверждения бюджета. Если закон о призыве не будет утвержден, они провалят бюджет и отправят правительство в отставку.

В связи с этой угрозой премьер-министр попросил министра финансов Кахлона отложить рассмотрение бюджета до летней сессии Кнессета. Время есть – бюджет на 2019 год должен быть утвержден до конца 2018 года. Но тут уже Кахлон потащил воз туда, куда нужно ему, и заявил, что будет "сражаться за бюджет до конца", вплоть до выхода "Кулану" из коалиции, – что тоже приведет к досрочным выборам.

Нетаниягу отреагировал на кризисную ситуацию довольно спокойно. Он отправился в США, сообщив, что коалиции ничто не угрожает. Что это – хорошая мина при плохой игре или Биби действительно не боится кризиса?

Харедим, на первый взгляд, совсем не выгодно разваливать коалицию. Они и сами признают, что «нынешнее правительство – одно из лучших для ультраортодоксального еврейства», как сказано в редакционная статье газеты "А-Модиа", выходящей под эгидой партии "Агудат Исраэль". Кроме того, они прекрасно понимают, что каждая уступка правительства Нетаниягу ультраортодоксальному лобби укрепляют популярность Яира Лапида и всего левого лагеря. Но "мир Торы важнее политических выгод", говорится в той же статье. Иными словами, освобождение ешиботников от службы стоит развала коалиции.

Однако в Торе не сказано, что правоверный еврей должен сидеть над священным книгами, вместо того чтобы защищать свою страну. Уж коли на то пошло, многие моменты в ТАНАХе говорят совершенно противоположное. Тем не менее, уклонение от призыва вызывает у защитников Торы даже больше энтузиазма, чем битва за соблюдение шабата. Решающую роль играет здесь как раз "политическая выгода". Избежавшие армейской молодые люди – это десятки тысяч благодарных избирателей и их многочисленные семьи, которые станут еще более верным электоратом "Еврейства Торы". В свете последних успехов этой партии в Кнессете некоторые опросы уже показывают рост ее популярности - с нынешних семи мандатов до десяти.

Конечно, если законопроект провалится, харедимная община не побежит голосовать за МЕРЕЦ, но разочарование будет глубоким. А страшнее всего риск, что в армии юные ультраортодоксы выйдут из под влияния раввинов и не вернутся в религиозные учебные заведение, а пойдут учиться светским специальностям или (о, ужас!) работать.

Харедим торопятся – их подгоняют решения БАГАЦа и новый виток расследований против Нетаниягу. Они боятся, что премьер уйдет до того, как они успеют провести свой закон, а второго "лучшего для ультраортодоксального еврейства" правительства может не случиться. Глава финансовой комиссии Моше Гафни ("Еврейство Торы"), похоже, специально тянет время, откладывая утверждение нового бюджета, чтобы гарантированно провести свой закон раньше.

С другой стороны нашего «воза» находится партия "Кулану", которой важно безотлагательно добиться принятия бюджета 2019 года. Глава партийной фракции Рои Фолькман заявил, что утвержденный бюджет "положительно влияет на экономику страны". Но стоит ли это влияние развала правительства?

"Кулану" пафосно заявляет, что государственный бюджет – не предмет политической борьбы, и тут же расхваливает его на все лады. Расходы на систему образования и здравоохранение вырастут, будет расширена программа "Семья нетто" и все это – заслуга партии "Кулану" и ее электоральный капитал. Понятно желание министра финансов утвердить свои планы как можно скорее, а заодно поднять рейтинг партии, упавший, судя по опросам, до 5 мандатов.

Некоторые эксперты считают, что в этом поединке "Кулану" может выиграть – харедим не заинтересованы в досрочных выборах, поэтому уступят, несмотря на свои резкие заявления. А может, уступит Кахлон, который уже успел бросить камень в огород Нетаниягу: мол, именно он провоцирует кризис, чтобы пойти на досрочные выборы. Сам же премьер уверяет, что главный выгодоприобретатель – министр обороны и глава НДИ Авигдор Либерман.

Закон о призыве – детище НДИ, и его депутаты обещают, что сделают все возможное, чтобы отстоять его. Впрочем, то же самое они обещали накануне голосования по "закону о супермаркетах". Хотя последний все равно был принят, голосование фракции НДИ против законопроекта правительства (за исключением министра Софы Ландвер) наводит на мысль, что Либерман готов расстаться и с коалицией, и с креслом министра обороны ради симпатий своего электората, настроенного против религиозного засилия и уступок харедим.

ШАС почти не принимает участия в перетягивании воза и даже осуждает настойчивость "Еврейства Торы" в его стремлении продвинуть закон о призыве любой ценой. Понять это нетрудно: ШАС в нынешней ситуации рискует вообще не пройти в Кнессет, а его голоса с большой вероятностью достанутся триумфаторам "Еврейства Торы".

И наконец, многие уверены, что коалиционный кризис станет настоящим подарком для премьера и позволит ему убить сразу нескольких зайцев: отсрочить обвинительные заключения по многочисленным делам, избавиться от обременительного союза с харедим, выйти на досрочные выборы с прочным рейтингом (по опросам, около 30 мандатов) и переложить вину за развал правительства на Либермана, Кахлона и кого угодно. Не поэтому ли Биби так спокоен? Этот вопрос остается главной интригой момента.

Но более важно другое: где во всем этом клубке политических выгод интересы народа Израиля? Кто их защищает? И возможна ли в принципе коалиция, в которой участники не будут тянуть воз каждый в свою сторону?

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK