Кто виноват?

Кто виноват?

Если спросить израильтян, кто виноват в широком распространении эпидемии, большинство ответит: конечно, харедим! Они не соблюдают ограничения, устраивают многолюдные сборища и игнорируют указания властей. Эксперты сетуют, что строгий карантин нужно было вводить накануне Хануки, тогда сегодня у нас не было бы почти тысячи тяжелобольных и по восемь тысяч зараженных ежедневно. Но и сейчас, во время самого строгого локдауна, в самом «красном» из городов, Бейтар-Илите, состоялась шумная хасидская свадьба, которую полиция не смогла или не захотела остановить. Вопреки запретам продолжают работать школы и йешива, хотя две трети инфицированным учащихся относятся к ультраортодоксальной системе образования.

Еще одна проблемная община – израильские арабы. Они не вызывают таких вспышек ненависти, как харедим, поскольку никто и не ждал от них лояльности к законам еврейского государства. Неудивительно, что арабские населенные пункты конкурируют с ультраортодоксальными городами и районами по уровню заболеваемости, и это не может не сказываться на общей картине.

Эти проблемы можно было предвидеть с самого начала: обособленность харедим и арабов, их подчинение исключительно своим лидерам появились не вчера. Вводя чрезвычайное положение, власти должны были обратить на эти прослойки особое внимание. Но на деле они, наоборот, демонстративно смотрят сквозь пальцы на происходящее, в том числе на растущие вражду и агрессию в обществе. Невольно назревает другой резонный вопрос: кому это нужно? и зачем?

Давно известно, что Нетаниягу старается не ссориться с ультраортодоксами, а уж во время избирательной кампании из него можно вить веревки. Лицман и Дери, «Еврейство Торы» и ШАС, фактически рулят политикой нынешнего правительства. Именно от них исходило решение об отсрочке строгого локдауна до окончания Хануки, и Биби не посмел ослушаться. Правда, ультраортодксальные партии уже сейчас не скрывают, что готовы сотрудничать с противниками Нетаниягу, если он начнет проигрывать. Но по крайней мере они не добиваются его отставки и предпочитают его другим кандидатам - для премьера это уже достаточная причина идти у них на поводу.

Впрочем, сами политики-ультраортодоксы ничего не решают, они лишь выполняют волю духовных лидеров общины, а те, в свою очередь, открыто призывают к нарушению закона, зная, что никто не посмеет им помешать. Почему же духовные руководители харедим не в состоянии проявить здравомыслие? Разве они не видят, что их последователи становятся первыми жертвами нарушений карантина? Согласно отчету Израильского института демократии, опубликованному в конце ушедшего года, 42 зараженных с начала эпидемии принадлежат к ультраортодоксальному сектору, при том, что доля харедим в стране - всего 12,5 процента. На них же приходится и 11 процентов смертных случаев от «короны», хотя эта прослойка населения моложе, чем в среднем по стране.

В еврейской истории были времена, когда опасные эпидемии и другие катаклизмы отменяли соблюдение заповедей и общинные традиции, да и в Торе содержится требование заботиться о своем здоровье. Некоторые раввины и сейчас ему следуют, но их меньшинство. Остальным как будто нет дела до того, что люди вокруг них болеют и умирают, что прочие израильтяне испытывают все больше ненависти к ультраортоксальному населению и его образу жизни. Иначе почему распоряжение открыть школы «Талмуд Тора», словно нарочно, появляется одновременно с объявлением о строгом карантине? Что интересно, инициатива исходила от директоров учебных заведений, которые прекрасно знают ситуацию «на местах». Неужели целый год эпидемии их ничему не научил и им не жаль своих учеников и их семьи? И только ли упертость стоит за этим решением?

Ситуация сложнее, чем кажется на первый взгляд. Да, раввины
харедим отдают себе отчет, что их последователи могут заболеть и даже умереть. Но с их позиции, это меньшее зло, чем если ученики не вернутся в учебное заведение после карантина, а то и вовсе отойдут от религии. Эти опасения не напрасны: за последний год число случаев ухода из общины увеличилось на 50 процентов, что объясняется сокращением общинных мероприятий, массовых молитв, учебы и прочей привычной рутины. У молодых людей появилось время задуматься, оглядеться по сторонам, заглянуть в интернет, заинтересоваться другими сторонами жизни. А для духовных вождей иудаизма ассимиляция гораздо опасней, чем «корона», ведь известно, что по ушедшему от веры еврею семья соблюдает траур, как по умершему. Бойкот карантина призван оградить молодых удьтраортодоксов от ассимиляции и заодно показать им, что истинный авторитет и власть в этой стране принадлежат раввинам, а не правительству. Что касается пропасти между харедим и остальным населением, то и она выгодна духовным руководителям – ведь чем глубже эта пропасть, чем острее ненависть, тем меньше у молодежи интереса к светской жизни.

С арабским сектором происходит нечто похожее, разве что в более скромных масштабах. Игнорирование правил наблюдается в наиболее патриархальной среде, где местные авторитеты стараются сохранить свое влияние и продемонстрировать независимость от сионистского государства. Единственная новость здесь – ставка премьера на голоса арабских избирателей в преддверии будущих выборов. Такого от Биби мы не ждали, хотя решение, видимо, было принято давно, еще когда начались негласные контакты с представителями Объединенного списка. Понятно, что при таком раскладе Нетаниягу не хочет раздражать лидеров общины, силой добиваясь от населения соблюдения карантина, и полиция получает негласное указание «не обострять», как и в случае с харедим.

Так кто же виноват? Политики или раввины? Директора йешив или старосты деревень? Премьер-министр или шантажирующие его депутаты? Ответ очевиден: виноваты все. Все эти деятели преследуют свои цели, пользуясь принципом «разделяй и властвуй», а страдают, как обычно, простые люди – светские и религиозные, евреи и арабы.

Автор//: Ирина Петрова

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK