Ликуд трещит по швам

Ликуд трещит по швам

Внезапная отставка министра внутренних дел Гидеона Саара и его уход из политической жизни стали шоком для израильской политики, однако удивление быстро прошло. В поступке Саара не обнаружилось никакой особой интриги. Помимо личных обстоятельств, на его решение повлиял затянувшийся конфликт с премьер-министром и осознание того, что при Нетаниягу ему не удастся сделать карьеру. Обозреватели также полагают, что Гидеон Саар скорее всего вернется в политику. Впрочем, судьба теперь уже бывшего министра волнует всех гораздо меньше, чем последствия его демарша для Ликуда и правительства. Уход Саара свидетельствует о том, что раскол среди однопартийцев Нетаниягу принимает угрожающие масштабы. Но приведет ли этот раскол к смене власти, даже учитывая прочие обстоятельства?

После выхода НДИ из альянса Ликуд-Бейтейну правящая партия перестала быть самой крупной фракцией в коалиции. Больше всего мандатов сейчас у «Еш атид». Яир Лапид может гордиться этим преимуществом, но вряд ли сумеет им воспользоваться. Если он выйдет из коалиции, то дело закончится либо новыми выборами, на которых его партии уже не повторить прошлый успех, либо приходом в правительство харедим. Среди всех противников Нетаниягу меньше всего может опасаться Лапида. Гораздо более серьезную угрозу представляют для него Либерман, Беннет и бунтовщики в собственной партии.

Объединившись, НДИ и «Еврейский дом» могут взять около 30 мандатов и получить большинство в Кнессете. Но их объединение вряд ли возможно – лидеры обоих партий лелеют слишком честолюбивые планы. К тому же у них примерно один электорат, и в борьбе за него партии будут отнимать голоса друг у друга. Наконец, кто бы из правых партий ни победил на будущих выборах, они не смогут построить коалицию без Ликуда. Другое дело, что для этой цели подошел бы ослабленный Ликуд в новом, сокращенном варианте. Такие метаморфозы уже случались с некогда могущественными движениями: можно вспомнить и деградацию «Аводы», и резкое падение «Кадимы», последовавшее за стремительным взлетом.

Поэтому противники Нетаниягу с интересом наблюдают за склоками в Ликуде. У премьера в родной партии, пожалуй, не меньше врагов, чем за ее пределами. Но именно в этом его спасение – маловероятно, что те, кто мечтает свалить Нетаниягу, договорятся между собой и объединят свои усилия. Как стало известно, Гидеон Саар уже готовил переворот в Ликуде и пытался вовлечь в него своего друга, бывшего министра связи Моше Кахлона. Но тот предпочел выйти из Ликуда и теперь обещает создать собственную партию, в которую в свою очередь зазывает Саара.
Биби снисходительно наблюдает за этой мышиной возней и не боится назначить новые праймериз. Альтернативы ему все равно нет. В отличие от своих врагов и соперников, он виртуозно умеет заключать союзы и добиваться договоренностей. Даже те, кто недоволен его политикой, понимают: сегодня Ликуду без Нетаниягу не выжить.

Демарш Саара в этом смысле очень показателен – он оставляет политику до лучших времен, поскольку не видит для себя иных перспектив. Лучшие времена, вероятно, настанут, когда (если) Ликуд потеряет часть мандатов, но сохранит свою роль в политической жизни страны. Тогда в падении популярности обвинят Биби, движению потребуется новый лидер, и Гидеон Саар сможет претендовать на эту роль. Но пока Саар умывает руки и рассчитывает, что трудную работу по нейтрализации Нетаниягу за него выполнят другие – шаг, который определенным образом характеризует его лидерские качества.

Кахлон поступает честнее, намереваясь создать собственную партию. Но согласно опросам, ее готовы поддержать всего 16%, и 23% - если к ней присоединится Саар. О конкуренции с Ликудом при таком раскладе не может быть и речи; кроме того, для вхождения новой партии в Кнессет опять нужны выборы.

Сам Нетаниягу не исключает досрочных выборов, о чем он заявил недавно. Возможно, в его интересах провести их сейчас, пока его рейтинги достаточно высоки. Ликуд сегодня может получить около 25 мандатов, а кандидатуру Биби как главы правительства, по разным данным, поддерживает от 25% до 38% избирателей.

На пользу Нетаниягу работает и угроза новой войны. Народ Израиля воспринимает тревожную ситуацию как переправу, на которой не меняют коней.

Однако явное превосходство Биби не мешает его соперникам строить против него козни. Рано или поздно внутренней оппозиции Ликуда удастся свалить своего непотопляемого лидера. Но вряд ли кто-то сумеет заработать на его падении политический капитал. Раздоры в Ликуде принесут гораздо больше вреда самой партии, чем Нетаниягу, у которого, скорее всего, хватит предусмотрительности уйти героем и оставить оппонентам разваленный и беспомощный Ликуд.

Показательно, что те, кто сегодня разбегается из правящей партии или формирует внутри нее оппозиционные блоки, не задумываются, что собрать движение из осколков гораздо сложнее, чем сохранить его в целости. Создается впечатление, что так же мало эти политики думают о нуждах Израиля. На словах все они готовы служить стране и ревностно исполнять свой долг – но лишь после того как получат руководящие посты. Однако когда это случается, у них появляются новые задачи – удержать власть. В этом замкнутом круге лидерам уже не до блага народа.

Неудивительно, что популярность Нетаниягу держится на высоком уровне. Да, его не любят ни левые оппоненты, ни правые конкуренты, ни СМИ, ни международное сообщество, ни соратники по собственной партии. Очевидно, что так же мало его любят избиратели. Но они предпочитают его, а не другого лидера, который после очередного витка дорогостоящих выборов все равно обманет ожидания. Потому у тех, кто бежит с корабля Ликуда, мало шансов добиться выгодных позиций в большой политике. Народу надоело играть в жульническую лотерею под названием выборы, и он хочет, чтобы выбранные политики уже сегодня что-то делали на своих постах.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK