Место для мафии
Давно мы ничего не слышали про русскую мафию. И вот полиция сообщила о триумфальном окончании операции «Никита»: в Ашдоде задержано 16 человек, подозреваемых в торговле оружием и наркотиками, рэкете и насилии, причем один из них, Михаил Танский, назван «главой русской мафии в Израиле». В числе арестованных оказались члены грузинских и бедуинских банд, а также арабского криминального клана Джаруши, но именно выражение «русская мафия» (как вариант: «русская преступная группировка») попало в заголовки израильских СМИ, причем, что характерно, и русскоязычных.
«Русские» медиа в Израиле вообще чаще пишут о преступности в «своей» среде, и это понятно: их читателя больше интересует происходящее в нашей диаспоре. С другой стороны, у того же читателя порой возникает ощущение, что никакой другой мафии в Израиле нет.
На самом деле, более или менее организованная преступность существовала в еврейском государстве с его первых дней и даже раньше. Можно предположить, что вначале она была преимущественно «русской», как и все население страны. В одном из старых израильских фильмов главный бандит даже напевает русскую народную песню.
С тех пор ряды правонарушителей пополнились выходцами из самых разных стран и не в последнюю очередь - местными жителями. Но лишь недавно в Израиле всерьез заговорили о проблеме арабской и бедуинской преступности – прежде упоминать о ней было не принято, чтобы не заслужить обвинения в расизме. Мафиозные семьи коренных израильтян-евреев, напротив, так давно и хорошо известны, вплоть до посвященных им статей в Википедии, что даже обрели некий респектабельный имидж.
В целом, если судить по публикациям начала 90-х годов, израильская преступность всегда была безобидной и ручной, пока на страну не обрушилась Большая мафия… то есть, простите, Большая алия. Причем по количеству печатных материалов на эту тему и их паническому тону можно было сделать вывод, что алия на 90% состоит из преступников. Именно так искренне считали многие израильтяне, привыкшие доверять своим журналистам.
Сейчас те же журналисты констатируют, что после расцвета 90-х русская мафия по неизвестной причине снизила свою активность – а может, публике просто надоело читать однообразные измышления на тему «русских воров и проституток»? Но в последнее время она вернулась и начала жестко вытеснять местных преступников с их насиженных рынков наркотрафика, рэкета и торговли оружием.
Одним из главных объектов передела стал Ашдод, в котором новые русские мафиози воюют с грузинскими группировками и кланом Бени Шломо. Вооруженные разборки с жертвами с обеих сторон происходят все чаще. Местные бандиты получают помощь с севера страны, «русские» вербуют наемников в странах бывшего СССР. Уровень криминала в городе постоянно растет, в нем скапливается все больше оружия и «грязных» денег.
Все это очень серьезно и представляет опасность для жителей Ашдода, их жизни и благосостояния. Нет сомнений, что говорящие по-русски бандиты, которые орудуют в Ашдоде, - циничные и жестокие преступники, мошенники, воры и убийцы. Но почему и СМИ, и полиция все время подчеркивают, что из всех группировок именно «русская мафия» – главная проблема израильского криминального мира? Создается впечатление, что с остальными нарушителями
закона израильское общество еще могло как-то ужиться, а вот воюющие с ними «русские» - это реальная угроза, и их нужно особенно бояться. А доверчивые граждане, разумеется, тут же начинают со страхом и недоверием смотреть на своих русскоязычных соседей, как это было на заре Большой алии.
Но похоже, не так уж боятся в Израиле русской мафии, раз о ней пишут и говорят на всех углах. Для сравнения: когда один журналист делал статью о криминальном семействе Джаруши, никто не захотел с ним разговаривать, опасаясь мести. Поэтому мы почти ничего не знаем о преступных кланах арабов и
бедуинов, о грузинских, латиноамериканских и прочих группировках. Зато о великой и ужасной русской мафии слышали все. И если тридцать лет назад в принадлежности к преступному миру подозревали чуть ли не каждого «олим ми-Русия», то сегодня, как объясняют нам СМИ, из бывшего СССР, «спасаясь от режима», приезжают настоящие воры в законе.
На самом деле, эти бандиты, действительно жестокие и опасные, ни от кого не спасаются, они просто ищут место, где будут чувствовать себя вольготно. Сегодня этим местом стал Израиль. Если бы здесь не существовало развитой преступной сети, если бы полиция всерьез контролировала ситуацию и не закрывала глаза на криминальную обстановку, – русские воры нашли бы себе более подходящее убежище. То, что русский преступный мир выбрал Израиль своей новой базой, - очень тревожный сигнал для еврейского государства. Правоохранительной системе надо сосредоточиться на борьбе с преступностью в целом, а не переводить стрелки на ту или иную общину.
Автор: Ира Коган.