Министр "в домике"

Министр "в домике"

Министр финансов Моше Кахлон спровоцировал скандал, попытавшись запретить публикацию отчетов государственного оценщика недвижимости. По мнению минфина и министерства строительства, также возглавляемого депутатом от партии "Кулану", эти отчеты неправильно отражают ситуацию на рынке недвижимости. Поэтому Кахлон решил с апреля 2017 года взять публикацию расценок на жилье под свой контроль.

Эта инициатива была пресечена заместителем юридического советника правительства Эреза Каминица, но все равно вызвала шквал критики. Министра обвиняли в покушении на демократию и свободу информации, в попытке скрыть от народа провал своей жилищной программы и просто в чрезвычайно неразумном поступке. В самом деле, Кахлон наивно решил "закрыться" от неприятных фактов – так ребенок прикрывает голову руками, чувствуя себя "в домике". Но обмануть он смог бы только самого себя, поскольку люди, покупающие квартиры, прекрасно знают, что происходит с ценами. К тому же независимая палата оценщиков недвижимости тут же пообещала публиковать собственные отчеты, если министр ограничит права государственного оценщика.


Вступая в коалицию, лидер "Кулану" раздал немало обещаний (и кое-что, надо заметить, выполнил). Но главный акцент был сделан на программе "Цена для новосела" ("Мехир ле-мештакен"). Чтобы осуществить ее без помех, Кахлон потребовал себе оба министерства – финансов и строительства, плюс Управление земельных ресурсов и комиссию по делам строительства, которая раньше относилась к МВД.

Нетаниягу дал ему все эти полномочия не споря и, возможно, не без задней мысли. Это был удачный способ остановить молодого и дерзкого политика, набирающего все больше популярности. Ведь Биби хорошо знал, что жилищную проблему в Израиле никто никогда не решит – во всяком случае, при нынешнем порядке вещей.

Согласно отчетам государственного оценщика, так разозлившим министра, цены на жилье за последний год выросли на 8%, а во втором квартале нынешнего года - на 2,5%. Так что, если в назначении Кахлона был тайный замысел, то он оправдал себя: доверие к "не справившемуся" министру падает, а вместе с ним падает и рейтинг партии "Кулану". Это и заставляет Кахлона нервничать и бросаться из одной крайности в другую.

На самом деле, он отчасти прав: данные, приведенные государственным оценщиком, не совсем верны, поскольку в них сравниваются только 4-комнатные квартиры в 16-ти городах. Статистическое бюро, которое оценивает все совершенные сделки, дает более скромную цифру подорожания жилья за прошедший год – 1,9%. Но все же это какой-никакой, а рост.

Статбюро также зафиксировало в текущем году уменьшение количество начатых строительных объектов и увеличение средней продолжительности строительства жилья с 24 до 27 месяцев. Вряд ли это признак того, что программа минстроя выполняется.

В чем же причина провала? Вдохновленный успехом реформы на рынке мобильной связи, Кахлон был уверен, что сможет совершить то же самое и на рынке жилья. Но он не учел, что бросается в бой уже в другой весовой категории.

Мобильный рынок – сравнительно молодой в силу новизны самой технологии – не успел закрепиться в экономике, пустить корни в политике, создать разветвленную финансовую базу и мощное лобби. Зато все это есть у строительной отрасли – старейшей и могущественнейшей в стране. Амбициозному министру не удалось поколебать нерушимый альянс кабланов, банков и "определенных политических кругов", которые он теперь упрекает в саботаже жилищной реформы. Упрекает, скорее всего, справедливо, но бессмысленно. Как не судят победителей, так не и слушают оправданий проигравших. Вина или ошибка лидера "Кулану" оказались в том, что он дал обществу надежду и не оправдал ее.

Министр пока еще напористо доказывает, что "пузырь рано или поздно лопнет", потому что "даже лифт в конце концов приходит вниз". Он снова обещает: ни одна молодая семья не будет жить на улице, пусть приедет хоть полмиллиона репатриантов - через четыре года будут они иметь свое жилье. По программе реализовано уже 40 тысяч квартир, на продажу выставлены участки под застройку еще на 30 тысяч льготных единиц, из них 12 тысяч куплены подрядчиками. Программа "Цена для новосела" будет продлена до 2020 года – если Кахлон на это время останется в кресле министра. За всеми этими обещаниями с усмешкой наблюдает строительная мафия, которая оказалась ему не по зубам.

Впрочем, Израиль находится в состоянии жилищного кризиса с самого начала своего существования. Практически все, кто сюда приезжал, были нищими и бездомными. Сегодня в стране спрос превышает предложение примерно на 100,000 единиц жилья – этим и объясняется его постоянное удорожание. Сам Кахлон в конце концов признал, что его цель – не уменьшить цены, а остановить их рост. Максимум их можно будет снизить на 5%, потому что падение на 30%-50% уже грозит экономическим кризисом. После такого заявления поверившие его обещаниям люди окончательно почувствовали себя обманутыми и оскорбленными.

Но то, что цены растут – как раз нормально. Во всем мире снижение цен на недвижимость – показатель нестабильности экономики. Другое дело, что в развитых странах пропорционально растут зарплаты у работающих, и государственная помощь – для неимущих. А вот с этим у нас проблема.

Тем не менее, только при Кахлоне правительство начало финансировать строительство жилья для социально слабых слоев. Только он – первым среди всех глав минстроя - открыто заявил, что снижения рыночных цен не ожидается, а значит, решением жилищной проблемы должно заниматься государство. Может быть, со временем эта идея получит поддержку и воплотится в жизнь. К сожалению, Кахлону, при всех благих намерениях, не хватило терпения и выдержки. Вероятно, жилищная программа будет воплощаться при министре с более крепкими нервами, который не будет прятаться "в домике" от реальности.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK