Министры по делам министров
Над размером и составом нового правительства в Израиле уже не посмеялся только ленивый. Конечно, это смех сквозь слезы: ведь именно это уродливое и раздутое образование называется правительством чрезвычайной ситуации и должно будет решать нашу судьбу в ближайшие, совсем не простые годы.
Безграничное размножение министерств в угоду всем союзникам Биби – еще полбеды. Хуже, что никто из членов слепленной как попало коалиции не возмутился против этого фарса, не напомнил, что правительство должно думать о людях, оставшихся без средств к существованию, о выводе страны из кризиса, о подготовке системы здравоохранения к новой волне возможной эпидемии. И эти, и другие насущные задачи никак не сочетаются с раздуванием кабинета до 36 портфелей. Но никто не выступил против, никто добровольно не отказался от бесполезного назначения. Наоборот, депутаты отчаянно сражались за свои кресла, торговались, выбирали наиболее выгодные должности, устраивали бунты и демарши. Можно подумать, что формируется последнее в истории правительство и всем надо непременно вскочить в уходящий поезд. Возможно, в этом есть смысл, потому что вряд ли у кого-то из избирателей поднимется рука вновь проголосовать за циничных интересантов от политики. Нынешнее терпение население объясняется лишь усталостью от бесконечных выборов и апатией, вызванной эпидемией «короны».
Эксперты отмечают, что Нетаниягу на этот раз перегнул палку и побил собственные рекорды интриганства. Утверждение, что созданное правительство лучше, чем четвертые выборы, уже вызывает сомнения. Новые выборы, скорее всего, принесли бы Ликуду убедительную победу и возможность сформировать правую коалицию, а суета вокруг кресел, напротив, породила в обществе разочарование и недоверие в руководстве. Вероятно, игры с назначениями не закончены и Биби будет в ближайшее время тасовать и переформировывать свой кабинет. Ведь на самом деле его задача – не удовлетворить аппетиты всех участников коалиции, а рассердить их, перессорить, заставить держаться за свои места или подсиживать бывших соратников. Только в такой склочной атмосфере он сможет руководить столь пестрым собранием политиков и добиваться своих целей. А что будет с Израилем? Этот вопрос пока мало волнует министров, занятых своими собственными делами.
Известно, что каждое министерство обойдется налогоплательщикам в круглую сумму денег, что особенно возмутительно на фоне массового разорения и обнищания населения. Но это еще не все. После того как сражения за портфели закончились, начнется еще более ожесточенная битва – за бюджет. Можно сразу сказать, что распределяться он будет не исходя из важности и актуальности тех или иных расходов, а в зависимости от веса, влияния и напора руководителей разных ведомств.
Новый министр экономики Амир Перец уже пообещал стране рост пособий по безработице, а Ицик Шмули (соцобеспечение), возможно, и рад бы повысить пенсии. Но для этого им надо получить деньги от министерства финансов, которое курирует верный солдат Биби - Исраэль Кац. Он будет послушно выполнять указания своего босса, который вовсе не заинтересован в успехе министров от конкурирующих партий. В итоге люди так и не дождутся обещанных денег. Кстати, не так давно Нетаниягу анонсировал «блестящую и новаторскую» экономическую программу, которую подготовил будущий министр экономики Нир Баркат. Сейчас программа забыта, а Баркат вообще не получил места в правительстве.
Много копий было сломано за министерство здравоохранения, нуждающееся в серьезных преобразованиях в свете последних событий. В итоге Биби отдал его Юлию Эдельштейну, деятелю, искушенному в политических играх, но, возможно, недостаточно энергичному и напористому, чтобы добиться для этого ведомства необходимого финансирования и кардинальных реформ. Министерство строительства и несколько важных парламентских комиссий, в частности, финансовая и юридическая, оказались под контролем харедим, так что за благополучие ультраортодоксального сектора можно не беспокоиться. Чего никак не скажешь о «русских» олим: правда, нового министра алии и интеграции Пнину Тамано-Шата пока не в чем упрекнуть, но до сих пор представители эфиопской общины защищали и поддерживали исключительно своих.
Масштабы кризиса пока трудно оценить. Известно только, что безработица уже составила 25%, чего не случалось за все годы существования государства. Выбираться из этой пропасти будет тем более трудно, что в ближайшие два года экономические проблемы ударят по всем странам мира. Израиль с его раздутым и непрофессиональным правительством находится в более уязвимом положении, чем многие государства. Резервов у нас нет, и все дырки придется затыкать за счет населения.
Возможно, правительство не решится сразу повышать прямые налоги, зато будут расти косвенные - поднимутся цены, увеличится инфляция. Как обычно, за все придется заплатить все тому же среднему классу, малому и среднему бизнесу. Владельцам небольших предприятий, чтобы остаться на плаву, останется лишь увольнять работников или сокращать ставки. И если крупные сети уже начали шантажировать государство, требуя помощи, то частникам этого не дождаться - как говорится, спасибо, что живой.
Израильтяне могут сколько угодно придумывать новые анекдоты и флэшмобы, назначая друг друга министрами по делам белых мышей или черных котов –политикам наплевать на тех, кто смеется, как и на тех, кто возмущается. Если бы выборы вдруг произошли сейчас, многие из них потеряли бы свои мандаты. Но выборов пока не предвидится, а это значит, доблестным министрам можно не обращать внимания на народное мнение. Как показывает опыт – и прежде всего, пример нашего несменяемого премьера, - к новым выборам появятся другие лозунги, другие страшилки, другие сказки для населения. Но в этот раз, возможно, будет иначе. Кризис закончится не скоро, особенно учитывая способы его решения, и народ Израиля не забудет, кто бросил его в трудное время на произвол судьбы.
Автор//: Ирина Петрова