Моменты истины

Моменты истины

Для тех, кто любит наблюдать за подковерной возней в верхах, сейчас наступает самый интересный и познавательный этап: народные избранники переходят от спасения коалиции к спасению собственной политической шкуры. Этот процесс пока только набирает обороты; депутаты и министры клянутся, что никаких переговоров никто ни с кем не ведет, но это лишь один «невинный» обман из тех, что нам предстоит увидеть. Время, когда правительство разваливается на глазах, заставляет политиков проявить свою истинную сущность, и для нас это хорошая возможность узнать, чего стоят их заявленные прежде принципы и громкие лозунги. К этой картине стоит присмотреться внимательнее, поскольку после роспуска правительства она сразу сменится правильными призывами, щедрыми обещаниями и излучающими искренность портретами партийных деятелей.

Особенно заметны перемены в поведении тех, кто до недавних пор представлял собой образец принципиальности. Казалось бы, министр юстиции Гидеон Саар, глава «Новой надежды», никогда не боялся открыто бросать вызов Нетаниягу. Именно его партия отняла у Ликуда те мандаты, которые оказались решающими в последнем выборном противостоянии и не позволили «царю Нетаниягу» сформировать очередное правительство. До недавнего времени Саар считался наиболее последовательным сторонником лозунга «только не Биби», но сегодня СМИ полны слухов о контактах его доверенных лиц с представителями Ликуда и о совместных планах формирования альтернативного правительства. Сам Саар опровергает эту информацию, но не отрицает, что «благо государства Израиль» может заставить его пересмотреть свое мнение о союзе с Нетаниягу. Что ж, министр юстиции далеко не первый и не последний политик, который путает благо государства со своим благом.

Еще один спаситель страны – Бени Ганц. По его версии, Израиль надо спасать от очередных внеочередных выборов, а его собственную карьеру – от прозябания в тени Беннета и Лапида. Ради этих целей Ганц согласен забыть обман, нанесенный ему прежним соратником, и снова объединиться с Биби – разумеется, при условии получения первой очереди в ротации. В отличие от своих коллег, бывший главком не боится развала коалиции – он знает, что в другом лагере его шансы могут оказаться выше.

Яир Лапид гордится ролью главного хранителя коалиции, но он старается удержать от распада прежде всего ее левый фланг, чтобы не потерять право на кресло премьер-министра. Его постоянные контакты с арабскими депутатами, включая оппозиционный Объединенный список, уже несколько раз выручали правительство, однако они играют на руку прежде всего самому Лапиду и заставляют политику кабинета все отчетливее сдвигаться влево.

Беннет тоже вынужден дрейфовать в левую сторону, чтобы избежать падения правительства. Однако ни в левом лагере, ни в центре у него нет никаких перспектив, поэтому в случае политического кризиса он может совершить неожиданный кульбит и вернуться на правый фланг или даже объединиться с Нетаниягу.

Ставки бывшего премьера ныне стремительно растут на фоне его шансов выиграть судебные процессы и посрамить юридическую систему. Для его соперников это означает, во-первых, что Нетаниягу не удастся удалить из политики законодательным путем, а во-вторых, что с ним не зазорно договариваться и вступать в политические союзы. Принцип «только не Биби» теряет свое моральное оправдание, а вместе с ней и сторонников.

А что же сам Биби? Простит ли он бывших врагов, сможет ли строить с ними новые отношения? Почему бы и нет? Политика – это не семья, где старые обиды мешают людям оставаться вместе. Здесь претензии сохраняются до тех пор, пока они приносят политическую выгоду. Как только ситуация меняется, о них забывают. Прежние ненавистники обмениваются сердечными рукопожатиями перед телекамерами и заключают союзы, которые длятся вечно, пока выборы или иной кризис не разлучит их.

Если Биби получит шанс сформировать правительство, он забудет все оскорбления и потоки ненависти, которые на него вылились. Или не забудет, в зависимости от того, насколько важно ему партнерство с тем или иным политиком. И бунтовщик Саар, и интриган Беннет, и перебежчик Ганц, и даже дерзкий выскочка Лапид найдут место в его сердце и его коалиции, если в них появится нужда.

Нельзя однозначно утверждать, что политики думают только о себе и не думают об избирателях. Наоборот: мысли об электорате выходят на первый план, когда дело идет к выборам. Заявления, голосование в Кнессете, смелые демарши, тайно и явно заключаемые альянсы – все это чем дальше, тем сильнее рассчитано на привлечение голосов. Партийные деятели изо всех сил стремятся показать свою верность избирателям и готовность защищать их интересы. Все эти благие намерения после выборов растают в лучах обретенной власти, но пока значимость электората перевешивает даже соблюдение заключенных соглашений. Наглядный пример тому: готовность Ликуда поддержать закон о стипендиях для солдат, вопреки договоренности оппозиционных фракций блокировать законодательные инициативы коалиции. Такое поведение партнеров возмутило ультраортодоксальных депутатов, но в Ликуде резонно сочли, что избиратели из право-национального лагеря не поймут голосования своих депутатов против льгот военнослужащим. Нарушения договоренностей даже вызвали угрозы харедим впредь лишить Ликуд своей поддержки. Однако такие заявления не стоит принимать всерьез: ШАС и «Еврейство Торы» с радостью придут и к Нетаниягу, и в любую другую коалицию, если их туда позовут и предложат им приемлемые условия. Впрочем, здесь они не одиноки – другие партий чаще всего идут тем же путем.

Можем ли мы как-то на это повлиять? Увы, других политиков у Израиля для нас нет. Единственное, что стоит сделать всем - правым и левым, религиозным и светским, старожилам и новым репатриантам, - присмотреться к нашим деятелям сейчас, когда они показывают свои настоящие лица. И не забыть выражение этих лиц, когда момент истины сменится долгими месяцами вдохновенного обмана. 

Автор:Ирина Петрова.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK