Не надо спасать Сохнут!

Угроза властей РФ запретить деятельность Сохнута за нарушение российского законодательства вызвала резонанс по всему миру, и вовсе не только в еврейских общинах. Мировые СМИ увидели здесь признак нарастающего в России государственного антисемитизма, а политологи хором заговорили о новом железном занавесе. Израиль обсудил эту проблему на правительственном уровне, сформировал для ее решения межминистерскую комиссию и на всякий случай подготовил ответные недружественные шаги из серии «мы тоже что-нибудь ваше у себя закроем». Странно, что никто еще не догадался начать в соцсетях флешмоб «Я/мы – Сохнут».

И лишь российские евреи, которых судьба Еврейского агентства в их стране, казалось бы, должна касаться в первую очередь, почти не отреагировали на этот гевалт. Конечно, на своем веку диаспора в России пережила столько нюансов отношений с властями – от подкупов до расстрелов, - что ее трудно чем-то удивить. Но дело не только в этом.

Безусловно, наезды на любую еврейскую организацию – это очень тревожный звонок. Но если отбросить политические соображения, то исчезновение Сохнута с просторов Российской федерации – не такая уж страшная потеря. Хотя Еврейское агентство играет свою роль в репатриации, алия без него не прекратится и даже не уменьшится. Когда у евреев есть причины уезжать в Израиль, они едут. Когда нет, остаются, и Сохнут здесь ничего не может изменить. В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века в России не было ни Сохнута, ни израильского посольства, а репатрианты прибывали в Эрец Исраэль по несколько тысяч в день. И наоборот – в российские «тучные» годы Сохнут тратил на свои отделения в РФ огромные деньги, отчитывался о сотнях мероприятий и проектах, а репатриация притекала в страну тоненьким, почти незаметным ручейком.

Еще в середине 90-х израильские газеты писали о непомерно раздутых бюджетах Сохнута. Упоминалось о приписках, с помощью которых региональные отделения добивались увеличенного финансирования. Например, численность еврейской общины в том или ином городе загадочным образом не уменьшалась, даже если накануне Сохнут отчитался о репатриации 90% местных евреев. Но никто так и не осмелился поднять руку на эту священную корову. Ведь Еврейское агентство возникло задолго до провозглашения государства и было одним из органов управления еврейским ишувом еще в подмандатной Палестине. Его деятельность щедро финансируется американскими фондами, и его отделения на территории бывшего СССР до сих пор служат отличной синекурой для сотен израильских чиновников. Условиям трудоустройства посланников Сохнута могли бы позавидовать даже депутаты Кнессета, хотя львиная доля работы выполняется либо волонтерами местной общины, либо приезжающими из Израиля представителями других организаций, инструкторами молодежных объединений и т.п.

Разумеется, Сохнут делает немало хорошего, но эта польза несопоставима с его расходами, из которых лишь малая доля достается его целевой аудитории как в Израиле, так и в диаспоре. Репатрианты 90-х еще помнят хлипкие «сохнутовские» кровати, стеклянную «сохнутовскую» посуду, «сохнутовские» склады с одеждой и мебелью, пожертвованными израильтянами и американцами, сохнутовскую ссуду, которая должна была стать подарком, но так и не стала. В свое время эти мелочи нас сильно выручали, но сейчас нет даже их. Прибывающим олим помогает лишь государство и благотворительные фонды.

Да, сотрудники Еврейского агентства порой совершают подвиги, помогая выезжать людям из горячих точек и зон бедствия. Многие из них самоотверженно работают сегодня в Украине. Но нет никакого смысла содержать огромный штат в тех странах, где нет военных действий и прямой опасности для жизни евреев. Незачем оплачивать им солидные оклады, офисы, жилье, охрану, транспорт, частные школы для детей, представительские расходы и прочие плюшки, подробно описанные в романе Дины Рубиной «Синдикат». Все проекты Сохнута - летние лагеря, курсы иврита, запись на программы и т.п. – можно осуществлять с помощью местных активистов и целевых командировок. И уж тем более в наше время нет проблем удаленно заказывать билеты в Израиль для репатриантов – сейчас это практически единственное, что делает Сохнут для алии.

Характерно, что под угрозой запрета в России Еврейское агентство вдруг объявило о планах переезда в Израиль. Оказывается, можно с тем же успехом работать дома и не толкаться на тесном пятачке диаспоры, конкурируя с консульскими отделами посольства, Нативом, религиозными общинами, благотворительными организациями, всяческими конгрессами и федерациями... Пожалуй, если посчитать всех, кто трудится в России на ниве еврейских организаций, и сравнить с числом граждан, которые пользуются их услугами, то первых окажется больше. А главное - суммы, которые составляют их зарплаты, будут выше, чем то, что тратятся непосредственно на помощь людям.

А если так, то, может быть, действительно не стоит раздувать из дела Сохнута вселенский хай, а нужно спокойно перевести эту организацию в Израиль. И уж тем более нет смысла идти из-за Сохнута на какие бы то ни было уступки, будь то передача России Александровского подворья в Иерусалиме или что-то более серьезное. Имиджевых потерь здесь не будет – в свете ухода из России Макдональдса, ИКЕА и других популярных брендов переезд Сохнута окажется вполне органичным.

У Израиля и мирового еврейства есть более насущные проблемы, чем спасение Сохнута. Как говорится в известном детском стихотворении, это не бедный старик, а богатый. К тому же преследование со стороны российских властей сделало ему неплохую рекламу, создало Агентству ореол мученика и чуть ли не жертвы антисемитизма. Это значит, что пожертвования в ближайшее время вырастут, и Сохнут в накладе не останется. А государственным чиновникам и политикам лучше задуматься о реальной помощи тем, кто сегодня приезжает в Израиль, убегая от реальной опасности.
 

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK