Не слишком рано, не слишком поздно
Обама победил - ему не пришлось вводить президентское вето, чтобы провести через Конгресс иранскую сделку. Он смог заручиться поддержкой необходимого числа сенаторов, по большей части напугав их альтернативой: или соглашение с Ираном – или война, за последствия которой придется отвечать Конгрессу.
Заодно хозяину Белого дома удалось усилить недоверие общественности к Израилю, который якобы хочет втянуть Америку в войну. Нетаниягу, по утверждению Обамы, выступил бы против любого договора с Ираном, а потому не стоит прислушиваться к его аргументам. Израильское правительство не понимает преимуществ сделки и преувеличивает угрозу своей безопасности.
Таким образом, президент США напомнил еврейскому государству, что Большой брат лучше знает, что хорошо для Израиля, чего ему надо бояться и с чем соглашаться.
Республиканцы – противники отмены антииранских санкций обсуждают другие законодательные возможности, способные помешать сделке осуществиться. Но Израилю надо привыкать к мысли, что реальность изменилась.
Несомненно, Тегеран продолжит работать над созданием бомбы вопреки всем обязательствам. У аятолл большой опыт в обмане международного сообщества и инспекторов МАГАТЭ. Обама сам признался в одном из своих интервью, что после отмены ограничений на количество центрифуг и обогащение урана (они будут действовать 10-15 лет) Иран окажется в шаге от создания ядерного оружия. Но перемены мы увидим гораздо раньше. Избавившись от санкций, Иран быстро преодолеет кризис. Увеличится финансирование Корпуса Стражей Исламской революции (КСИР), Хизбаллы и других террористов, возможность Ирана влиять на внутренние дела Ирака, Сирии, Ливана. КСИР - это мощная политическая структура, которая способна даже противостоять аятолле Хаменеи. Кстати, бригадный генерал КСИР Мухаммед-Али Джафари уже заявил, что не признает ту часть соглашения, которая ограничивает военные действия Ирана на 8 лет.
Обама рассчитывает, что Иран поможет ему разгромить ИГИЛ. Возможно, в перспективе эти надежды оправдаются. Но прежде всего вступление в войну сильного и хорошо вооруженного участника, обострит конфликт. Чем шире будет распространяться противостояние в регионе, тем больше шансов, что оно заденет Израиль. Помимо всего прочего, сделка с Ираном заставляет его потенциальных противников вооружаться и даже, как в случае с Саудовской Аравией, задумываться о создании собственной ядерной бомбы, что не добавит региону стабильности.
Иран возвращается и на политическую международную арену, где охотно присоединится к растущей кампании за изоляцию и бойкот Израиля.
Что делать в этой ситуации еврейскому государству? На что рассчитывать?
На военную помощь США? Действительно, Штаты пообещали Иерусалиму поставку новых систем противоракетной обороны, самолетов F-35 и выделение дополнительного финансирования. Это поможет нам в войне, но не спасет от нее. А вот высокоточных глубинных бомб, способных поразить подземные лаборатории, Израиль от Вашингтона так и не получил.
Ряд СМИ предполагает, что Белый дом «обменял» соглашение с Ираном на палестинскую проблему, оставив ее на усмотрение Израиля. Даже если так – это не решит для нашей страны проблему палестинского террора и не избавит от давления других международных миротворцев.
Израиль не единственный, кто не желает усиления Ирана, и на этой почве могли бы возникнуть новые стратегические союзы. Но пока страны Персидского залива, включая Саудовскую Аравию, формально одобрили иранскую сделку. Эр-Рияд получил от Обамы особые заверения в его безопасности и крупные поставки вооружений. Что касается Турции, отношения с которой вроде бы стали налаживаться на фоне общих интересов, то она уже готовится заработать на транзите иранского газа в Европу.
Реально изменить ситуацию может только смена власти в Белом доме. Кандидаты на президентский пост от республиканской партии пока обещают восстановить санкции против Ирана, но неизвестно, как они поведут себя после избрания. К тому же никто не может гарантировать победу республиканцев на выборах – настоящего лидера среди них нет.
Силовое решение проблемы снова становится актуальным, но и очень опасным, в свете международного курса на осуждение Израиля. Еще до заключения иранской сделки многие политологи строили предположения, как Иерусалим попытается сорвать ее, спровоцировав Иран или начав очередную войну в Ливане. И сейчас враги Израиля ждут атаки на Иран, чтобы обвинить еврейское государство в неоправданной агрессии и подвергнуть его санкциям. Поэтому для военного удара важно выбрать подходящий момент – не слишком рано, когда мир уже убедится в нежелании Ирана выполнять обязательства, и не слишком поздно, до того, как у аятолл появится ядерное оружие.