Невезение Бени Ганца
Ганцу опять не повезло. Он тщательно готовил свой выход из правительства: заранее объявлял время пресс-конференции, бросался гневными обвинениями, выдвигал ультиматумы. В итоге получился пшик. В день, который должен был стать его триумфом, произошла операция по возвращению заложников, страна ликовала, и Ганц принял, как ему, вероятно, казалось, разумное решение отложить свой демарш на сутки. Выглядело это, будто он колеблется, а может быть, так оно и было. А тот факт, что Ганц, будучи членом узкого военного кабинета, был не в курсе готовящейся операции, продемонстрировал, что его уже давно вычеркнули, перестали брать в расчет, и прекрасно обходятся без него. Уже на следующий день ни одно СМИ не вспомнило про Ганца.
Это далеко не первая неудача в политической карьере бывшего главы Генштаба, которая вначале казалась столь многообещающей. Много раз он был на пороге успеха, но судьба, словно в насмешку, захлопывала дверь перед его носом. Ганц не дождался обещанной ротации в свою первую каденции в союзе с Нетаниягу и оказался пятым колесом в телеге правительства Беннета-Лапида. На новом сроке Биби он остался в оппозиции и резко критиковал власть, однако согласился войти в чрезвычайный кабинет после 7 октября. На фоне недовольства правительством его рейтинг резко вырос. Впервые за время правления Нетаниягу народ захотел видеть премьером кого-то другого, и этот кто-то был Бени Ганц. Лидер «Гослагеря» уже видел себя у руля и приготовился нанести Биби роковой удар… но готовился слишком долго. Тем временем показатели соцопросов стали снижаться, и фортуна опять повернулась лицом к его заклятому сопернику.
Верно, до очередных или внеочередных выборов все еще может много раз перемениться, особенно в условиях войны. Но принесут ли эти перемены пользу Ганцу? Не достался ли ему жребий вечного неудачника израильской политики? Или то, что с ним происходит, - не роковое стечение обстоятельств, а закономерность, и Ганц сам – кузнец своих несчастий?
Первое, что сразу бросается в глаза в его поведении, - недопустимое для политического деятеля неумение учиться на своих ошибках. Казалось бы, уже сколько раз Нетаниягу обманывал его и использовал в своих целях, но Ганц продолжает с упорством, достойным лучшего применения, идти с ним на соглашения, выставляя условия, которые, как ему кажется, невозможно будет нарушить, и предавая своих прежних партнеров. Каждый раз мы наблюдаем, как он наступает на те же или новые грабли и снова остается не у дел, а потом все повторяется с начала.
Может быть, он просто не слишком умный человек? Это вполне вероятно, судя по его уверенности в своей важности и нужности для страны. С самого начала, с первого успеха списка Ганца на выборах, было ясно, что его популярность носит чисто протестный характер, - ясно всем, кроме него самого. Общество, разочарованное в правых и левых, сделало ставку на новую силу, которая декларировала себя как центр, но на практике оказалась ни тем и ни другим. От Ганца, как от любого вновь появившегося лидера, ждали, что он скажет новое слово в политике, но он не сказал ничего внушающего доверие, – ни нового, ни старого. Только безмерным отвращением к действующей власти можно объяснить его популярность, выросшую во время войны. Но и этот шанс Ганц упустил, видимо, размышляя, где выгоднее находиться – в узком кабинете или вне его.
Коротко говоря, наш потенциальный глава правительства (таким его, к сожалению, до сих пор видят многие израильтяне) ведет себя как откровенный конъюнктурщик. Скорее всего, его неудачи и необдуманные поступки вызваны не столько стечением обстоятельств и ошибочными выводами, сколько слишком сильным стремлением к власти. Это стремление, характерное для многих наших руководителей, заставляет его раз за разом штурмовать политические вершины в надежде когда-нибудь их покорить.
Пока Ганцу не везет, но это не значит, что его попытки обречены. Наш народ (как, впрочем, и любой другой) обладает до обидного короткой политической памятью. Чем еще можно объяснить выросшую за время войны популярность Ганца в соцопросах и готовность общества вручить ему бразды правления государством? Разве всей своей предыдущей деятельностью он не доказал свою полную беспомощность, даже когда от него что-то зависело? Разве он как член узкого кабинета непричастен к тем стратегическим решениям, которые сейчас критикует? Наконец, разве он не несет ответственность за трагедию 7 октября наравне с другими депутатами и не должен быть отлучен от власти вместе с ними?
Впрочем, о чем тут можно говорить, если в последнее время пошел вверх рейтинг Биби, которого, казалось, ненавидят так, что готовы голосовать даже за Ганца. Как показывают опросы, если бы выборы произошли сейчас, правый лагерь снова набрал бы большинство и Нетаниягу в очередной раз стал бы главой правительства. Не случайно некоторые эксперты считают, что при реальной угрозе потерять власть Нетаниягу сам спровоцирует досрочные выборы, если будет уверен, что победит на них. И такая вероятность велика, пока ему противостоят такие соперники, как Бени-ни-рыба-ни-мясо Ганц.
Кстати, похоже на то, что Биби не считает и никогда не считал Ганца достойным конкурентом, и не только не пытается от него избавиться, как избавляется от многих других оппонентов, но и постоянно приглашает его в союзники. Возможно, Нетаниягу специально держит рядом с собой отставного генерала, чтобы выигрышно выглядеть на его фоне и зарабатывать очки на его неудачах и просчетах.
Несмотря на очередное поражение Ганца, его ничуть не жаль. Скорее стоит пожалеть народ Израиля, которому предлагают выбирать между хитрым и расчетливым манипулятором и его неудачливым соперником или кем-то еще из той же породы интересантов и карьеристов. Пора уже дать понять тем, кто пока стоит у руля, что для нас они все одинаковы и никого из участников нынешних политических игр мы впредь не хотим видеть своими лидерами – ни победителей, ни проигравших.