Ни своим, ни чужим
Автор//: Ирина Петрова
Тема украинских беженцев с самого начала вызвала в Израиле множество разногласий. Сперва власти попытались избежать этой обременительной обязанности, но, получив порицание от мирового сообщества (мол, назвались цивилизованным государством – полезайте в гуманитарный кузов), объявили о допустимой квоте.
Между тем, общественная дискуссия не стихает, и в ней звучат все те же аргументы, что и в начале войны. Мол, у нас мало ресурсов и много проблем, украинские беженцы останутся здесь навсегда и станут нелегальными гастарбайтерами, а нам и без того приходится принимать алию. Достается и тем, кто подпадает под действие Закона о Возвращении: большинство новоприбывших - негалахические евреи, они увеличивают нееврейское население Израиля, нарушают баланс, меняют национальный характер и так далее…
Но эти споры, так сказать, для внутреннего пользования. Официально Израиль сегодня принимает и беженцев, и алию. Просто этот прием организован так, чтобы украинцев к нам приезжало как можно меньше, а те, кто приехал, не хотели оставаться. Ведь Европа ближе, условия там выгоднее, так зачем вам сюда? Этот негласный посыл обращен и к имеющим право на репатриацию, и к тем, кто ищет здесь временное убежище.
Безвизовый режим с Украиной отменен в одностороннем порядке, поэтому въехать сегодня в Израиль с украинским паспортом, даже чтобы подать документы на смену статуса, невозможно. Тех, кому удалось добраться до Бен Гуриона, порой отправляют обратно; пока таких случаев чуть больше двухсот, но это двести с лишним сломанных судеб и разбитых надежд. Другие подвергаются унизительным допросам и грубому обращению, прежде чем удостоиться чести ступить на землю Израиля.
Напоминаем, что речь идет о людях, которые не нарушили никаких законов и не заслужили унижений и подозрений. Мало того – они бегут от войны и лишений и часто нуждаются в психологической помощи. Вместо этого им на долю выпадают новые испытания в виде противостояния с израильской бюрократической системой. Одно только рядовое открытие счета в банке занимает недели; такое впечатление, что каждого репатрианта проверяют на принадлежность к международной мафии. Беженцы лишены и этой возможности – они получают только медицинскую страховку, талоны на питание и защиту от депортации на три месяца (напомним, что европейские страны дают украинцам временное убежище на год с опцией продления и с доступом ко всем социальным благам и льготам). Условия жизни в центрах приема беженцев часто не выдерживают никакой критики, а снять жилье на свободном рынке новоприбывшим очень трудно, даже если на это есть деньги: квартировладельцы не верят в их платежеспособность.
С работой ситуация еще более запутанная: вроде бы государство разрешает израильским компаниям нанимать беженцев, а в сфере хай-тека этот процесс даже поощряется. Но на деле здесь царит такая же неразбериха, как и везде, и работодатели толком не знают, что нужно сделать, чтобы нанять сотрудника. Добавим сюда бесконечные очереди в официальных учреждениях и беспомощность чиновников, половина которых не успевает следить за постоянно меняющимися правилами и инструкциями, а вторая половина просто не любит работать.
На помощь растерянным людям приходят частные фонды, общественные организации и просто неравнодушные граждане. Они по мере сил берут на себя часть работы, которую должно выполнять государство. Такое положение вполне устраивает государственные органы, и не только потому, что добровольцы снимают немалую долю ответственности с министерств и ведомств. Гуманитарная деятельность волонтеров идет на пользу имиджу официального Израиля, изрядно пострадавшему из-за двойственного отношения к украинским беженцам. Вряд ли члены правительства сознательно рассчитывали на такой эффект, а вот руководители среднего звена прекрасно знают: там, где государство дает слабину, ситуацию спасают простые люди. Поэтому внезапный наплыв беженцев и потенциальных олим не особенно беспокоит чиновников, не заставляет их принимать экстренные меры, искать ресурсы, требовать выделения финансов и т.п. Все образуется, все вывезет на своих плечах народ Израиля, как бывало уже не раз. В конце концов, никому здесь не обещали райского сада.
В том-то и беда. Израиль умеет четко и оперативно приходить на помощь, когда что-то случается на другом конце планеты, будь то стихийное бедствие, эпидемия, гуманитарная катастрофа. Наши спасатели и медики неизменно вызывают восхищение своим профессионализмом и эффективностью. Сколько больных и раненых принял израильский полевой госпиталь, сколько людей вывезли из Украины наши посланники. Но зато когда мы возвращаемся домой… Кто бы мог подумать, что в этой продвинутой стране процветает такой унылый и бестолковый бюрократический балаган!
Впрочем, приехавшие и не рассчитывали на особые условия. Они едут сюда либо потому, что чувствуют связь с еврейским государством, либо, если говорить о беженцах, потому что только здесь у них есть друзья или родные, у которых можно переждать тяжелые времена. Абсолютное большинство среди прибывших из Украины – женщины, дети и пожилые люди, и они особенно нуждаются в помощи. Мужья, сыновья и отцы остались в Украине, и это значит, что беженцы собираются после войны вернуться домой, а вовсе не «затопить» Израиль нелегальной рабочей силой.
Кстати, именно этот термин использовали власти Великобритании, отказываясь давать европейским евреям визы в Палестину в начале Второй мировой войны – они опасались, что толпы еврейских беженцев «затопят» Ближний Восток… В Израиле часто с горечью вспоминают, как весь мир бросил евреев на произвол судьбы. Сегодня мы даем повод то же самое думать о нас. Еврейское государство сэкономит несколько тысяч шекелей на украинцах, которые не смогут к нам приехать либо уедут искать другое убежище. Но потеряем мы гораздо больше.
Нас может не волновать мнение других народов, но и наши собственные граждане все больше разочаровываются в государстве Израиль из-за его наплевательского отношения и к своим, и к чужим.
Нас может не волновать мнение других народов, но и наши собственные граждане все больше разочаровываются в государстве Израиль из-за его наплевательского отношения и к своим, и к чужим.