Ничего еврейского

Очередная инициатива министра по делам религий вызывает, мягко говоря, недоумение. Обменять послабление по гражданскому браку на пункт о еврейских внуках в Законе о Возвращении? Какая между ними связь? И могут ли законы и гражданские права быть предметом торговли?

Но для сторонников этой сделки все логично. Религиозный истеблишмент уступает светскому обществу, но требует за это встречной уступки. Мало того – некоторые правозащитники тоже считают этот обмен справедливым и полезным. Мол, если не пускать в страну «третье поколение» и их семьи, то число неевреев сократится, и, соответственно, меньше будет людей, чьи гражданские права (в том числе, право на заключение брака) нарушаются действующим законодательством. Израиль станет государством более еврейским и вместе с тем демократическим, ура!

Иными словами, «нет человека – нет проблемы». Нет неевреев – их права не ущемляются. Не хочется проводить рискованные параллели, но именно такими соображениями руководствовался Гитлер, очищая Германию, а потом и захваченные страны от людей «второго сорта».

Обе стороны этой сделки не имеют ничего общего с еврейством и настоящими еврейскими ценностями.

Начнем с гражданских браков. Что предлагает министр по делам религий Матан Кахана, представитель ортодоксального еврейства от партии «Ямина»? Разрешить заключать нерелигиозные браки в Израиле? Приравнять их к традиционному бракосочетанию через раввинат? Вовсе нет! Суть в том, что государство будет признавать гражданские браки, зарегистрированные в иностранных консульствах, а не только те, что заключены за границей. Теперь израильтянам, лишенным возможности доказать свое еврейство раввинскому суду, можно не ехать на Кипр или в Прагу, а всего лишь добраться до ближайшего консульства. Какая экономия на билетах!

Разумеется, не так важно, где люди женились и какую бумажку им выдали. Можно вообще обойтись без формальностей. Но к равноправию это не имеет никакого отношения. Около полумиллиона граждан Израиля по-прежнему не могут заключить брак в своем собственном государстве, упрощены лишь некоторые формальности. И эту смехотворную подачку министерство по делам религий представляет нам как максимально допустимое послабление в столь опасном для Израиля вопросе признания гражданских браков.

Политики-харедим занимаются откровенным передергиванием, заявляя, что гражданский брак угрожает еврейскому характеру государства. Абсолютное большинство галахических евреев Израиля женится по иудейскому обряду: одни по убеждению, другие по традиции, третьи – «потому что это красиво». Появление альтернативного варианта вряд ли повлияет на количество желающих стоять под хупой. Даже по деньгам раввинаты почти ничего не потеряют. Пострадает лишь пресловутый статус-кво, который сохраняет религиозную монополию на бракосочетание и за который так держатся ультраортодоксальные лидеры. Это чисто политическое противостояние, борьба за то, кто диктует правила в государстве – светские или религиозные. Именно поэтому Матан Кахана и его единомышленники согласны лишь на небольшой символический реверанс, и то в обмен на еще более дискриминационное решение.

Тема ЗОВ, а конкретнее – еврейских внуков, звучит все чаще и по любому поводу. Традиционные претензии к этому параграфу закона давно известны. Первое: потомки евреев в третьем поколении привозят с собой членов семьи, не имеющих отношения к еврейскому народу и никакого понятия о еврейских ценностях и образе жизни. Таким образом, в страну приезжают люди, чуждые ей по духу и по крови, лишенные патриотизма, и среди них даже есть скрытые и явные антисемиты. Второе: пункт о еврейских внуках попал в ЗОВ из-за того, то эти люди считались евреями по законам Рейха. Должен ли Израиль следовать этим законам, ведь нацизм давно побежден и евреи, тем более третье поколение, спокойно живут по всему миру?

В этом подходе – целый набор подтасовок и спекуляций. Во-первых, если говорить о безопасности для евреев в других странах, то последние данные опровергают этот тезис. Любая нестабильность порождает всплеск антисемитизма, в чем мы убедились на примере пандемии «короны». Так что законы нацистов вовсе не забыты. 

Во-вторых, большинство репатриантов, независимо от происхождения, не сидят на шее у государства, а работают, учатся и служат в армии, в том числе в боевых частях. Когда дело доходит до уплаты налогов и рискованных военных операциях, ни ЦАХАЛ, ни Налоговое управление не спрашивают свидетельство о рождении дедушки.

С чисто практической точки зрения, изменение ЗОВ грозит нанести чувствительный удар по экономике страны. У алии сегодня два основных источника: религиозные общины и регионы с неблагополучной политической и экономической обстановкой. Иными словами, большинство репатриирующихся – это либо ультраортодоксы, либо граждане России и Украины, среди которых, если верить статистике, около трети негалахических евреев и просто неевреев. Как нетрудно догадаться, именно эта, нежелательная для религиозных кругов прослойка активно вливается в трудовой рынок, чего никак не скажешь об ортодоксальной молодежи, приезжающей на учебу в израильские ешивы.

И наконец, можно ли всерьез верить, что несколько тысяч человек способны разрушить национальный характер государства, выстоявшего в тяжелых войнах, основанного народом, который пронес свою идентичность через два тысячелетия изгнания и преследований? Как доказывает наш опыт, в споре о еврействе ближе всего к истине утверждение: еврей – этот тот, у кого дети евреи, а наша система образования воспитывает в еврейском духе даже детей африканских нелегалов. Израиль ничего не потеряет от того, что его граждане будут жениться так, как считают нужным, что сюда приезжают люди с одним лишь еврейским дедушкой – в крайнем случае, эту проблему нетрудно решить реформой гиюра. А вот превращение этих вопросов в предмет торговли разделяет наше общество, очерняет целую общину, превращает страну в подобие Ирана, но ничего не добавляет к ее еврейскому характеру.

Автор//: Ирина Петрова
 

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK