О бедном премьере…
Нашему премьеру не позавидуешь. Даже наоборот – его впору пожалеть. Еще недавно гордый победитель короны, сегодня он виноват во всем. Читая израильские медиа, можно подумать, что именно Нетаниягу изобрел коронавирус и вывел его на вторую волну, создал экономический кризис и уволил всех, кто остался без работы. Его упрекают в том, что он единолично принимает решения, не прислушивается ни к чьему мнению и не доверяет специалистам. На самом деле, если разобраться, Биби только и делает, что выполняет чужие пожелания – и в этом его главная беда.
В начале эпидемии мы больше всего боялись заразиться и заболеть – и правительство ввело полный карантин и локдаун. Эта мера полностью отвечала настроениям общества, поэтому практически все соблюдали социальную дистанцию, комендантский час и масочный режим. Потом кривая заражения пошла вниз и нам все открыли: школы, рестораны, пляжи и торговые центры. Как выяснилось позже, это было преждевременно, но люди так ждали возвращения к нормальной жизни, что Биби просто не мог не оправдать всеобщих ожиданий.
А дальше что-то пошло не так. Пошла вторая волна. В карантин уже никто не хотел, но не хотел и болеть. Все хотели вернуться к работе, получать зарплату, гулять в парках и каньонах, не носить маски и при этом не заражаться. Народ устал и начал принимать в штыки все решения правительства. Появилось мощное лобби, требующее полного открытия экономики. Депутаты тут же подхватили лозунги улицы и начали давить на правительство. С другой стороны звучат отчаянные предупреждения медиков о близкой катастрофе. В итоге решения каждый день меняются, как в калейдоскопе.
В конце концов мы получили то, за что сражались: пляжи, парки, тренажерные залы открыты, рестораны хоть с ограничениями, но работают. Но протесты не утихают, а СМИ продолжают обвинять главу правительства в развале экономики и всеобщем обнищании. Эксперты перечисляют необходимые шаги, которые не были сделаны вовремя: не перестроена система здравоохранения, не налажено массовое тестирование, которое помогло бы прервать цепочки заражений, не создана структура переквалификации для потерявших работу. Подразумевается, что все это должен был сделать Нетаниягу: проанализировать, принять решение, дать указания. Похоже, в Израиле всерьез думают, что у нас есть царь, который один за все отвечает.
Еще во время первой волны предприниматели получали субсидии, но не все, не сразу и недостаточно. Многим было отказано в помощи по бюрократическим причинам. Чехарда с закрытием/открытием бизнесов, угроза банкротства и нехватка средств к существованию вывели людей на улицу. Возмущенные граждане требовали брать пример с западных стран, где финансовую поддержку получают все, независимо от ущерба, нанесенного короной. И вот решение принято: всем израильтянам будут выдана определенная сумма - 750 шекелей взрослым и 500 шекелей на каждого ребенка до трех детей в семье. Эта программа потребует дополнительного выделения из бюджета 480 миллионов шекелей.
Но протесты не прекращаются: почему денег так мало? Зачем давать их богатым? Зачем давать их социальным случаям, ведь пособия не сократились? Почему не на всех детей? Почему так поздно? Почему деньги, а не ваучеры, не рабочие места, не переход на цифровую экономику? Не отстают и обвинения: Нетаниягу покупает избирателей, затыкает рот общественности, разбрасывает деньги с вертолета, чтобы повысить свой рейтинг, и т.п. Министерство финансов предупреждает о грядущем росте бюджетного дефицита. Любой шаг, который предпринимает правительство, сопровождается криками: «Караул, Биби тащит страну в пропасть!».
Между тем, наше государство столкнулось с новой, уникальной для всего мира проблемой, которую невозможно решить одним махом. Нужно принимать в расчет самые разные обстоятельства, прислушиваться к экспертам, учитывать зарубежный опыт, которого не так много… В отличие от других стран, у нас это происходит в обстановке недоверия, подозрений и нападок. Партнеры по коалиции, которые всячески выражали солидарность с Биби в его лучшие дни, сегодня только и ждут его очередной ошибки и злорадно комментируют каждый его шаг. «Сменный премьер-министр» Ганц одобряет антиправительственные беспорядки, а оппозиция спит и видит, как волна народного гнева сносит Нетаниягу с его трона.
На самом деле, возродить экономику вполне реально. Мы не самая богатая и благополучная страна, но резервы для этого есть. Наш государственный долг по отношению к ВВП составляет 75%, что значительно ниже среднего по OECD. Его увеличение на 10% позволит выделить 100 миллиардов шекелей на стимулирование экономики. Это план поддерживает, в частности, управляющий Банком Израиля Амир Ярон. Но можно заранее предсказать, что, если правительство решится его применить, у него тут же найдутся непримиримые противники.
Если бы Биби не прислушивался к крикам на улице и истерике журналистов, он бы гораздо успешнее и спокойнее справлялся с ситуацией. Но не прислушиваться он не может. Нетаниягу сам загнал себя в ловушку популизма, нуждаясь в высоком рейтинге из-за постоянной череды выборов. Он лишил себя сторонников и оставил только временных союзников, которые предадут его в трудную минуту. Потому он способен принимать только популистские решения, идя на поводу у тех, от кого зависит его пребывание у власти. Даже если сейчас появятся веские причины закрыть страну на карантин, он этого не сделает, чтобы не оттолкнуть избирателей.
Опереться премьеру не на кого. Раздутое правительство, которое было создано ради борьбы с короной, занято не решением реальных проблем, а бесконечными спорами и взаимными претензиями. Каждый министр думает о том, как бы выбить для своего ведомства больше ассигнований. Депутаты действуют, исходя из своих личных и партийных интересов, а не на благо населения. Бюрократический аппарат спускает на тормозах постановления власти. При этом все чувствуют себя уверенно и комфортно. Политики и чиновники знают: что бы ни случилось, виноват будет Нетаниягу.
Автор//: Ирина Петрова