Обама: путь в ад

Обама: путь в ад

Говоря о современной политике Белого дома на Ближнем Востоке, и особенно о ее последствиях, эксперты все чаще приходят к выводу, что она продиктована не просчетами президента Обамы, а его сознательной позицией. Эта позиция была обозначена еще в Каирской речи 2009 года и поддержана присуждением Бараку Обаме Нобелевской премии мира. Обама решил преодолеть недоверие между США и арабским миром, сократив вмешательство Вашингтона в ближневосточные дела и по сути отказавшись от роли Большого брата.

Миру хорошо известно, куда ведут благие намерения. К тому же в политике за выход часто приходится платить дороже, чем за вход. Особенно наглядно это видно на примере Ирака. Возможно, США совершили ошибку, начав иракскую кампанию, но еще более ошибочным был осуществленный Обамой в 2013 году вывод войск из Ирака без надлежащего планирования и подготовки. Вряд ли Белый дом целенаправленно создал ИГИЛ, но администрация Обамы безусловно создала предпосылки для его расцвета.

Сформированная десятилетиями региональная политика опирается на все существующие реалии. Доминирование Америки было одним из столпов этой политики. Как только оно ослабло, вся конструкция зашаталась. Разумеется, причины "арабской весны" более глубокие, но факт, что транслируемый США новый принцип невмешательства воодушевил исламистов и радикалов всех мастей. Даже в Ливии, где возглавляемый Штатами альянс действовал наиболее активно, ситуация в конечном итоге была пущена на самотек и отдана на откуп местным бандам.

Тот же принцип примирения и непротивления был применен к Ирану и привел к соглашению, последствия которого могут быть самыми плачевными. Пожалуй, впервые, американские представители оказались "впереди планеты всей", убеждая партнеров по "шестерке" снять с Тегерана санкции.

Неудивительно, что Обама не прислушался к предупреждениям Израиля: согласно новой американской доктрине, Израиль как ближайший союзник США должен максимально смягчить свою позицию и совершать исключительно "мирные" шаги. В русле этой концепции лежат и территориальные уступки, которых ждет Вашингтон от Иерусалима, и решение проблемы так называемых палестинских беженцев, и признание палестинской государственности. И если Обама сейчас не использует все рычаги давления на Израиль, добиваясь этих шагов, то лишь потому, что был слишком занят иранским соглашением, а теперь ему не дает расслабиться сирийский узел.

Изначально США выступали за свержение президента Асада и смену его режима. Но в последнее время об этом упоминают все реже. Между тем, Россия концентрирует в Сирии свои вооружения, недвусмысленно давая понять, что собирается вмешаться в конфликт. У Москвы две цели – борьба с ИГИЛ, что совпадает со стратегией Вашингтона, и сохранение режима Асада. Последнее вроде бы противоречит американским интересам, но после короткого всплеска возмущения в Белом доме зазвучали голоса, предлагающие рассмотреть возможность диалога с Путиным и достижения компромисса. Зная подход Обамы, можно почти предсказать, что именно этот путь он выберет. И вот уже госсекретарь Керри призывает Россию и Иран помочь усадить Асада за стол переговоров. Речь, возможно, идет о "достойной" отставке, но и здесь Путин способен переиграть Обаму и сохранить власть Асада. Политологи сходятся в том, что агрессивная стратегия Путина на Ближнем Востоке гораздо более эффективна, чем колебания Обамы.

Независимо от возможности и хода подобного процесса, участие России приведет к усилению военных действий, которые все чаще угрожают безопасности Израиля. Тем временем еще один бывший союзник США – Турция договаривается о сотрудничестве с Москвой в решении сирийского конфликта. Под носом у Обамы складываются альянсы, в которых Штатам уже нет места.

Самый провальный проект США – война с ИГИЛ, спровоцировавшая массовый исход беженцев из Сирии и Ирака в Европу. Операция с громким названием "Непоколебимая решимость" не только не уничтожила террористическую группировку, но даже не смогла нанести ей сколько-нибудь серьезного ущерба. Халифат занимает сейчас максимальную территорию, которую может контролировать, исходя из своих собственных сил и уровня поддержки среди местного населения. Несмотря на потери в боях, ИГИЛ быстро восстанавливается, привлекая в свои ряды все новых бойцов. Видя, что конца войне не предвидится, сирийцы и иракцы берутся за оружие, вступая в ИГИЛ или другие радикальные формирования.

Регион все больше скатывается в хаос. Исламское государство побеждает уже не на поле боя, а в головах. Иран и Россия под шумок начиняют Ближний Восток оружием, которое в конечном итоге попадает в руки террористов. Израилю предстоит отстаивать свою безопасность в этом аду, путь в который вымощен благими намерениями Обамы.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK