Один в поле | Фото: AFP

Один в поле

Когда-нибудь историки будут изучать феномен Биньямина Нетаниягу – лидера, который умудрялся столько лет сохранять власть, отталкивая от себя сторонников и превращая во врагов самых верных союзников. Пожалуй, впервые в Израиле политическая верхушка разделилась не на правых и левых, а на «только Биби» и «только не Биби». Причем лагерь «не Биби» растет год от года, пополняется новыми движениями и именами, и сегодня у него больше шансов, чем у «бибистов», сформировать правительство.

В последние дни от Биби почти отвернулись те, кто, казалось, будет держать его сторону до последнего – ультраортодоксальные партии ШАС и «Еврейство Торы». Они предупредили Нетаниягу, что не допустят пятых выборов и присоединятся к коалиции Беннета, если у нынешнего премьера не получится собрать большинство. Харедим даже не отвергают возможность вхождения в правительство с Либерманом, который давно воюет с религиозным давлением. Сам же глава НДИ, в свою очередь, молчит по поводу гипотетического союза с арабскими депутатами, несмотря на свои правые взгляды. Иными словами, Нетаниягу объединил против себя самые противоположные силы, заставляя их забыть собственные разногласия.

Лидеры лагеря «только не Биби» только и ждут, когда он провалит свои попытки собрать коалицию и наступит их звездный час. Беннет даже отложил до этих лучших времен переговоры с Лапидом, чтобы вести их с уверенной позиции. Союзники Нетаняигу, как мы видим, тоже строят планы сформировать правительство без него. Да и были ли у него настоящие союзники?

У харедим нет ничего личного, они просто решили пойти с победителем. Это не слишком порядочно со стороны партнеров, для которых Биби сделал немало. Но в нашей политике вопрос о порядочности вообще не стоит, и именно Нетаниягу несет ответственность за процветание в Израиле двуличной политики с ее узкими местническими интересами, непомерными амбициями, закулисными сделками и холодным расчетом.

Со своим умением раздавать обещания и добиваться компромиссов нынешнему премьеру не раз удавалось на скорую руку слепить некое подобие кабинета. Но это везение должно было когда-нибудь кончиться, потому что обещания нужно выполнять, а компромиссы строятся на доверии. В погоне за сиюминутной выгодой Биби умудрился растерять самых верных сторонников. Если сейчас он начнет проигрывать, то от него и вовсе уйдут все, включая однопартийцев, которые будут рады найти ему замену ради выживания Ликуда и своего собственного. Парадоксально, но лидер, до сих пор пользующийся поддержкой большинства избирателей, остается фактически в одиночестве в политическом поле.

Сегодня лагерь «только не Биби» возглавляют бывшие приближенные Нетаниягу – Либерман, Саар, Беннет. В рядах этого лагеря также оказались люди, работавшие на него много лет, - Зеев Элькин, Айелет Шакед, занимавшая пост управляющего канцелярией главы правительства. А кто свидетельствует против премьера в суде? Тоже люди из ближайшего окружения, которые пользовались его полным доверием, – Нир Хефец, Ари Харо, Шломо Филбер.

Их имена известны публике меньше, чем политические лидеры, однако они обладали не меньшим влиянием. Нир Хефец – бывший пиар-менеджер семьи Нетаниягу. Ари Харо вел финансовые дела Биби и Сары, занимал пост советника Нетаниягу по зарубежным связам, а в 2014 году был назначен главой администрации канцелярии премьер-министра. Шломо Филбер не раз возглавлял предвыборный штаб Ликуда, работал вместе с Нетаниягу в МИДе, получил от него высокую должность генерального директора министерства связи. Сегодня все трое – государственные свидетели на процессе Нетаниягу в суде. Причем, если Хефец сам замешан в «деле Безека», то Харо и Филбер просто выторговали себе избавление от обвинений в коррупционных и финансовых преступлениях, которые грозили серьезными сроками. Они пошли на сделку со следствием, чтобы избежать тюрьмы - и отправить за решетку своего босса, который помогал им строить карьеру.

В этой ситуации Нетаниягу можно даже пожалеть, хотя он сам окружил себя людьми, способными на предательство, готовыми на все ради спасения собственной шкуры. Кроме того, трудно предсказать, как он поступил бы сам на их месте. Возможно, точно так же.

Что касается отношений с политическими соратниками и союзниками, то здесь Биби зарекомендовал себя как диктатор, сосредоточивший в своих руках всю власть. Он не терпел возражений и альтернативных мнений, безжалостно расправлялся с оппонентами и никогда не отличался благодарностью за то, что для него делали.

Возможно, на заре своей карьеры Биби был более терпим, но годы власти заставили его уверовать в свою непогрешимость. Он действительно считает себя спасителем Израилем и не гнушается никакими способами, чтобы сохранить свое кресло. Рядом с ним не могут удержаться политики с самостоятельным мышлением и лидерскими амбициями. Он хочет видеть вокруг только преданных помощников и верных исполнителей. В итоге Ликуд потерял нескольких ярких деятелей только потому, что их инициативы не устраивали Биби. Помимо нынешних вождей лагеря «только не Биби» Либермана, Беннета и Саара, можно вспомнить тех, кто уже вышел из игры, например Моше Кахлона, чья партия недолго продержалась в Кнессете, и Гилада Эрдана, отправленного в «почетную ссылку» в ООН. Кстати, Эрдан и Саар занимали самые высокие места на праймериз в Ликуде, и уже одним этим вызывали вражду и подозрительность премьера.

Разумеется, нельзя утверждать, что во всем виноват Нетаниягу, а его противники сплошь невинные жертвы. Практически все они склонны к политическим играм и отличаются немалыми амбициями. И все же нужно заметить, что большинство мятежников не бежали с тонущего корабля, а бросили вызов своему патрону в его лучшие времена, когда ему не грозили ни судебный процесс, ни отставка.

Возможно, на этот раз Нетаниягу выкрутится, уговорит колеблющихся, убедит сомневающихся, раздаст щедрые обещания и останется у власти. Но с его способностью наживать врагов окончательное и бесславное поражение – лишь дело времени.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK