Одностороннее движение
В последние дни создается впечатление, что мы смотрим одно и то же кино неизвестно по какому разу или слушаем заезженную пластинку. Новая власть повторяет все, что делала прежняя, принимает те же меры, с которых когда-то началась наша жизнь при «короне». Страна закрылась для иностранцев, появился список «красных» стран, для въезжающих введены ограничения, вновь открываются карантинные отели, за отбывающими карантин будет следить ШАБАК, несмотря на возражения руководителей этой службы и недавнее постановление БАГАЦа. Судя по нашему опыту, это только начало. Обещание не вводить полный локдаун никого уже не обманывает; если правительство сочтет нужным, его введут – с призывом «сохранять спокойствие» и «для нашего же блага».
Самым символичным в своей абсурдности стало решение отменить общественный транспорт из аэропорта Бен-Гурион, при том, что маршруты в сторону аэропорта продолжают действовать. Помимо прозрачного намека израильтянам: «можете уезжать, но вернуться будет непросто», этот шаг наглядно демонстрирует, что все «коронные» годы были для нас односторонним движением с недостижимой целью и в неясном направлении. Смена власти ничего не изменила. Разница лишь в том, что Биби шел по этому пути первым и действовал наугад в отсутствие информации о вирусе и вакцины. Беннет идет той же дорогой уже после того, как более или менее разработан протокол лечения, половина страны получила третью прививку, и мы первыми без особых потерь вышли из четвертой волны – чтобы раньше других войти в пятую.
Руководителей государства здесь трудно упрекнуть в каких-то конкретных ошибках. Давно ясно, что не правительство, а «корона» сегодня представляет настоящую власть. Именно она управляет странами и народами. В этом мы не одиноки, так происходит во всем мире, но только в Израиле ковид способен привести к правительственному кризису. Этого не случилось с Нетаниягу, но вполне может случиться с Беннетом, и не только потому, что его положение гораздо более шатко. Во-первых, от нынешнего кабинета ожидают более продуманного поведения, поскольку мы знакомы с «короной» не первый день и должны были бы уже выработать какие-то неэкстренные методы в ответ на появление нового штамма. Увы, до сих пор, как и два года назад, каждая волна застает нас врасплох, и правительство лихорадочно бросается затыкать дыры, через которые может проникнуть вирус.
Показательно, что на этот раз кабинет Беннета действительно проявляет завидное единодушие, которым всегда гордились члены нынешней коалиции. Никто не возражает против принимаемых мер при всей их неоднозначности и непопулярности. Всем понятно, что ответственность за происходящее будет нести премьер. Несмотря на формальную демократию, наше политическая система психологические тяготеет к монархии. В трудное для страны время глава правительство должен выступить в роли царя и взять на себя все полномочия. Такая ситуация вполне устраивала Биби, но стала западней для Беннета. В случае неудачи его голова полетит первой, а его соратники быстро докажут, что никогда не поддерживали его решений, – точно так же, как делал он сам после ухода Нетаниягу. Никто не собирается делить с главой правительства вину за убытки сферы туризма, еще не оправившейся от прежних локдаунов, неоправданные расходы, безработицу, удар по экономике и т.п.
Беннет отчасти сам загнал себя в эту западню, постоянно подчеркивая, что он и его команда отличаются от правительства Нетаниягу как небо и земля. Эту позицию приходится постоянно поддерживать, порой в ущерб здравому смыслу, а сейчас это и вовсе не получается, поскольку «корона» диктует свои законы. Даже если принятые меры окажутся оправданными, сам по себе отход от принципа «мы не Биби», повторение антиковидной политики прошлого правительства, работает против коалиции. Уже одно то, что границы нам закрыли, но на Пурим не планируются радикальные ограничения, напоминает реверансы Нетаниягу перед религиозным населением, хотя, скорее всего, у кабинета не было такой цели. По сути, Беннет мечется между выбором «сделать правильно» и «сделать не как Биби». Такая абсурдная ситуация может сложиться лишь там, где в основе политики лежат амбиции и интриги.
Самое интересное, что до сих пор не доказана истинная опасность нового штамма. Статистика заболеваемости в Израиле не изменилась, и до катастрофы в больницах еще далеко. Как утверждают специалисты, на данный момент есть лишь повод для беспокойства, но не более того. Неизвестно, на самом ли деле «омикрон» неуязвим для вакцины, – даже если вакцинированные тремя дозами заражаются, то переносят болезнь легко.
Но премьер не может ждать развития событий – он должен действовать на опережение, пусть даже с перестраховкой, но не допустить нового всплеска эпидемии. Этого ему не простят политические противники. Что касается простых граждан, то их необязательно принимать в расчет. Они уже привыкли к локдаунам, карантинам, маскам, тестам, прививкам и закрытым границам. Поняв, что протесты ни к чему не приводят, люди приспособились к «коронной» реальности и знают, как обходить ограничения. Наглядное тому свидетельство - толпы в Бен-Гурионе: израильтяне стремятся уехать из страны, несмотря на предупреждения о том, что правила въезда тоже могут измениться. Одностороннее движение в аэропорт никого не останавливает, угроза попасть в карантин по возвращении не пугает. Все давно научились жить сегодняшним днем, потому что завтрашний день – мы в этом не раз убеждались - может отнять даже то, что есть. Этот настрой общества, одновременно наплевательский и обреченный, способен свести на нет любые меры по борьбе с «короной».
К несчастью для Беннета, он не может жить моментом. В отличие от всего народа Израиля, ему приходится думать о будущем. В частности, о том, как скажется на его политической судьбе нынешний виток ограничений, который еще больше подрывает доверие людей к власти и надежду на лучшее.
Автор//: Ирина Петрова