Опасность быстрых войн
В конце января подразделения группировки "Хизбалла" вместе с сирийской армией заняли город Дараа в восточном секторе сирийских Голанских высот. Этот пункт находится недалеко от иорданской границы и всего в 25 километрах от границы с Израилем. С точки зрения Израиля и Иордании это выглядит нарушением обещаний Москвы не допустить скопления шиитских сил вблизи границ. Таким образом, сложившаяся ситуация доказывает, что полагаться на подобные договоренности с Кремлем (если они существовали, чему нет официальных доказательств) нельзя, либо что Россия не контролирует действия "Хизбаллы" и прочих бандформирований.
Хизбалла уже давно воюет в провинции Дараа, и снаряды с сирийской стороны не раз прилетали на израильскую территорию, вызывая ответную, довольно сдержанную реакцию ЦАХАЛа. Однако война на Севере становится актуальнее с каждым днем.
На сегодня "Хизбалла" считается главной угрозой безопасности Израиля. Военные эксперты уверены, что новая Ливанская кампания будет сложнее предыдущей, поскольку группировка готова к ней гораздо лучше, чем раньше.
В связи с этими прогнозами бывший глава оперативного управления генштаба ЦАХАЛа Гиора Айленд предлагает сделать будущую войну Ливанской в полном смысле этого слова. А именно: объявить войну государству Ливан, а не "Хизбалле", которая является частью политической системы, и нанести сокрушительные удары по ливанской инфраструктуре. Такая стратегия, по мнению Айленда, заставит международное сообщество вмешаться и добиться прекращения огня в считанные дни.
Надо заметить, что Израиль и так формально находится в состоянии войны с Ливаном, поскольку заключенный в 1983 году мирный договор уже через год был расторгнут Ливаном в одностороннем порядке. Но чтобы оценить идею генерала запаса, следует понять, что представляет собой сегодняшняя "Хизбалла" и какого рода война нас ожидает.
С вступлением Москвы в военные действия в Сирии тяжелые вооружения, по собщениям СМИ, стали поступать Партии Аллаха напрямую от российской армии. Впрочем, снабжение "Хизбаллы" российским оружием усилилось еще раньше – в 2012 году. Что-то Израилю удается отследить и уничтожить, но немалая часть оружия попадает в руки экстремистов. Среди этих поставок - ракеты дальнего радиуса действия, снаряды с лазерной системой наведения и противотанковое оружие. По данным американской разведки, у группировки появились зенитные ракетно-пушечные комплексы SA-22 (Панцирь – С1).
Хизбалла давно начала рыть приграничные тоннели и строить разветвленную подземную сеть, включающую командные пункты и оружейные арсеналы. Сотни деревень в Южном Ливане превращены в ракетные базы и военные посты. Предполагается, что бандиты постараются не только захватывать наших граждан в заложники, но и перенести военные действия на территорию Израиля.
Взаимодействие с российской армией дало группировке не только вооружение, но и новый опыт ведения войны, например, планирование боевых действий, координация сил, обучение тактике боя в городских условиях.
Вовлеченность "Хизбаллы" в сирийский конфликт не отвлекает ее от главной цели – борьбы с сионистским врагом. Совсем недавно один из руководителей группировки, шейх Наим Касим, заявил, что само создание Израиля направлено на уничтожение исламских ценностей, и призвал всех мусульман вместе с "Хизбаллой" бороться за освобождение Аль-Аксы.
Есть мнение, что "Хизбалла" пока не готова воевать с Израилем. Группировка несет тяжелые потери в Сирии и Ираке. Финансовое положение ее тоже не особенно блестяще – недавно вышедший из-под санкций Иран пока не только не увеличил субсидирование, но и задерживает текущие выплаты. Исходя из этого, вероятность того, что "Хизбалла" спровоцирует противостояние в 2016 году, невелика. Но всегда остается шанс распространения конфликта, выросшего из небольшого инцидента.
Израильские СМИ высказывают предположение, что предотвратить столкновение между "Хизбаллой" и Израилем может Россия. Группировка зависит от поддержки российской армии, а Кремль, со своей стороны, заинтересован в сохранении стабильности в регионе. Оба эти тезиса не очень убедительны. Лидеры "Хизбаллы" не раз заявляли, что никто не вправе диктовать им, как вести себя с Израилем. Эти заявления могут, конечно, быть хвастливым блефом, характерным для шиитских боевиков. Но вот интересы России в регионе не так уж однозначны. Во-первых, любой новый конфликт вызовет рот цен на нефть, что очень важно сейчас для российской экономики. Во-вторых, в случае провала или застоя сирийской кампании война Израиля с "Хизбаллой" отвлечет внимание и позволит России выйти из игры без лишнего шума. Вряд ли Кремль намеренно спровоцирует такую войну, но нельзя рассчитывать, что он будет активно ей мешать.
Так есть ли смысл Израилю, в случае возникновения конфликта, превращать его в войну с Ливаном? Для того чтобы атаковать объекты "Хизбаллы", этого не требуется. А вот если ВВС ЦАХАЛА начнут бомбить Бейрут, то такая операция будет скоро прекращена под давлением международного сообщества. Но нужно ли упоминать, на кого будет давить это сообщество и кого обвинять в агрессии?
Рекомендации генерала Айленда исходят из традиционной стратегии "Хизбаллы", которая обычно стремилась затянуть войну, добиться максимальных жертв в рядах противника, нанести удар израильской экономике и вызвать панику и протесты среди населения. Завершение таких кампаний всегда объявлялось победой исламистов, однако на деле их силы были существенно подорваны.
Новая "Хизбалла" с ее сирийским опытом способна вести уже не оборонительную, а наступательную операцию. Быстрое прекращение военных действий приведет лишь к тому, что ресурсы группировки сохранятся и она сможет вскоре нанести новый удар. Из "быстрой" войны Хизбалла выйдет без особых потерь, а Израиль – с тем же, если не более серьезным, ущербом для своего имиджа. Короткая война, конечно, лучше длинной, но мирный промежуток тоже будет гораздо короче.