Оставьте в покое демократию!
Диктатура, дискриминация, угроза демократии… Эти обвинения звучат сегодня по всему миру и адресованы правительствам, которые вводят все более жесткие меры против эпидемии коронавируса. Уже не только убежденные антипрививочники, но и люди, вполне лояльные и к вакцинации, и к власти в целом, начинают задумываться, не нарушает ли новый порядок базовые права человека. На какие ограничения имеет право государство, заботясь о здоровье населения? Согласуются ли с демократией запреты на въезд и выезд, карантин, зеленый паспорт, фиолетовый стандарт, разноцветные браслеты и прочая палитра принуждений и ограничений?
В одной такой международной дискуссии в пример был приведен Израиль. Вот, мол, государство находится в ситуации постоянной военной и террористической угрозы и могло бы изначально ввести жесткий политический режим из соображений безопасности. Однако Израиль даже в этих тяжелых условиях остается демократией, и другим стоило бы у него поучиться.
Исходя из этого тезиса, Израиль, который борется с «короной», мог бы поучиться у Израиля, который борется с террором. Действительно, подобных мер давления на общество мы не видели даже во время войн и армейских операций. Власти обязывали домовладельцев оборудовать убежища, но никто не заставлял людей в них прятаться во время ракетных обстрелов. Служба Тыла рекомендовала, но не требовала носить с собой противогазы. Подразумевалось, что человек сам отвечает за свою жизнь.
В то же время израильтяне спокойно относятся к тем рутинным мерам, которые порой шокируют и оскорбляют иностранцев, – например, к проверке сумок при входе в любое учреждение и к профайлингу в аэропорту. Наверное, поэтому власти изначально предполагали, что наши граждане будут так же дисциплинированно соблюдать карантин и вовремя идти на прививку. Но все оказалось иначе. Когда прошел первый страх перед неизвестной болезнью, израильтяне были готовы дружно наплевать на все меры безопасности. В конце концов, «корона» не падает нам на голову со зловещим грохотом и не взрывается в автобусах, поэтому ее опасность кажется преувеличенной, а многие и вовсе считают ее рядовым гриппом. Чтобы сдержать эпидемию, государству приходится прибегать к принуждению, штрафам и прочим разновидностям «кнута, а не пряника». И тут все хором начали оплакивать демократию.
Действительно ли антикоронные меры ущемляют наши права? Тот, кто ими пренебрегает, подвергает опасности не только себя, но и других – как отдельных людей, так и всю систему здравоохранения и экономику. Поэтому государство имеет право вмешиваться в такую ситуацию. При этом никто не отбирает у людей права выходить на демонстрации против ограничений или оспаривать их в суде.
На самом деле, встревоженная общественность напрасно гонит волну: никакого нарушения демократии в нашей стране не происходит, во всяком случае, в данный момент. Непривитых не тащат вакцинироваться насильно, не сажают в тюрьму и не штрафуют. Невакцинированных детей не отстраняют от занятий – с родителями власти вообще действуют исключительно методом убеждения. Что касается торговых центров, спортивных залов, театров и прочих развлекательных заведений, то их посещение не относится к базовым правам человека. То же самое можно сказать о путешествиях за границу. Тем, кто сильно возмущается вводимым для вернувшихся из-за рубежа карантином и растущим списком «красных стран», можно напомнить недавнее прошлое, когда новые репатрианты не могли получить «даркон» в первый год пребывания в стране. А еще раньше, в 70-е годы, было проблематично вообще выехать куда-либо из Израиля. Но никто особо не сомневался в демократическом характере еврейского государства.
С тех пор демократии стало больше, и мы привыкли к ее преимуществам. Как привыкли и к тому, что государство должно заботиться о нашей безопасности, благополучии, трудоустройстве, образовании, медицине и так далее. Ведь ради этого мы платим налоги, обеспечивая зарплату огромной армии чиновников, включая министров и самого главу правительства, разве не так?
Нет, не так, вернее, не совсем так. При демократии отношения народа и власти построены на общественном договоре. Наши обязательства по этому договору сходятся не только к уплате налогов, но и к соблюдению законов и правил. Большинство из них мы выполняем привычно, потому что они были всегда. Те же налоги люди платят не столько из сознательности, сколько чтобы избежать штрафных санкций, хотя никому это не нравится. Мы соблюдаем правила дорожного движения, включаем фары в зимнее время, регулярно делаем техосмотр своих автомобилей, даже если считаем, что это лишнее. Человек, который не согласен с этими требованиями, свободен ходить пешком. Мы не заплываем за буйки, даже если умеем хорошо плавать, и соблюдаем массу других неудобных правил, а когда нарушаем их, то отдаем себе отчет, что за это может последовать наказание. Что касается свободы передвижения, то есть страны, которые израильтянам запрещено посещать без всякой связи с «короной», и за это можно попасть не на семидневный карантин, а за решетку, на реальный срок.
Все это никоим образом не противоречит демократии и вызвано не произволом властей, а заботой о благе общества. Отличие «коронных» запретов и ограничений лишь в том, что они появились недавно и еще не стали повседневной рутиной. Если представить себе, что нам придется жить с масками и «зеленым паспортом» постоянно, то уже через пару лет это не будет вызывать ни вопросов, ни протеста. Мы начнем спокойно протягивать руки за цветными браслетами, как сегодня открываем сумки на входе в супермаркет.
Еще один момент состоит в том, что мы не до конца верим, заботится ли правительство о нас, а не о себе, и знает ли оно, что делает. Но это, опять же, вопрос компетенции власти, а не демократических принципов. Давайте выберем правительство, которое будет бороться с «короной» иначе или которому мы будем больше доверять. Этого права выбора у нас никто не отнимал.
Автор//: Ирина Петрова