Осторожно, перемирие!

Осторожно, перемирие!

Можно ли назвать перемирие перемирием, если соблюдают его не все? Сколько бы группировок ни поддержало прекращение огня, достаточно всего одной, чтобы его нарушить. Тем более странно выглядит перемирие, за рамки которого выведена одна из главных сил противостояния – Исламское государство с его союзником "Ан-Нусрой". Как полагает большинство экспертов, возвращение военных действий – вопрос недолгого времени.

В ближайшие дни запланированы переговоры между властями в Дамаске и умеренными повстанцами, однако надежды на их успех еще меньше, чем на долговременное прекращение огня. Похоже, что сирийское перемирие преследует свои цели, и ни одна из них не имеет отношения к миру.

Первая цель хорошо знакома Израилю по бесконечным перемириям с ХАМАСом, - это шанс для воюющих сторон отдохнуть и перевооружиться. Вторая, менее явная, состоит в том, чтобы продемонстрировать всему миру, что решение сирийского конфликта мирным путем невозможно. Когда это станет очевидным, все заинтересованные стороны (а их немало) смогут продолжать войну в полную силу.

Тем не менее, представим себе, что перемирие пусть не привело к миру, но, по крайней мере, продолжается длительное время. Для Израиля это прежде всего грозит активизацией нашего злейшего врага на севере – Хизбаллы. Даже в разгар военных действий в Сирии и Ираке, неся большие потери, группировка не уставала напоминать, что ее основная задача – борьба с "сионистским образованием". Напомним, что в конце января подразделения Хизбаллы вместе с сирийской армией заняли город Дараа всего в 25 километрах от границы с Израилем.

Достигнутое в Сирии перемирие не имеет отношения к Израилю, а потому против него можно воевать, не вызывая на себя огонь остальных участников противостояния, чем и воспользуются экстремисты. Более того – эскалация на израильской границе отвлечет внимание международного сообщества от "мирной" Сирии, где войска Асада смогут под шумок развивать наступление. Еще лучше подойдет для этой цели израильская операция в Южном Ливане, поэтому не исключено, что провокации Хизбаллы будут осуществляться с ливанской территории.

Второй сценарий, который, впрочем, не мешает первому, - провал перемирия - допускает возобновление военных действий не просто в полном, а в расширенном объеме. В войну могут вступить Саудовская Аравия и Турция, что позволит еще увереннее говорить о сирийском конфликте как о прелюдии к Третьей Мировой. На первый взгляд, для Израиля это выгоднее. Во-первых, всем опять становится не до него, во-вторых, в Сирии усиливаются позиции его стратегических союзников – Эр-Рияда и Анкары. Напомним, что Саудовская Аравия уже заморозила помощь Хизбалле, правда, не из симпатий к Израилю, а из-за поддержки Партией Аллаха режима Асада.

Но и здесь Израилю не стоит расслабляться. Во-первых, война у границ государства подобна ружью на сцене – рано или поздно оно выстрелит. В случае глобального конфликта у Иерусалима тем более мало шансов сохранить нейтралитет. Во-вторых, чем больше участников вовлечено в конфликт, тем больше интересов в нем задействовано. И здесь, вопреки расхожей фразе, у нас нет причин желать победы всем сторонам. Каждая такая победа таит свою опасность для еврейского государства.

Задача суннитских монархий и Турции – не допустить возвращения Сирии под власть Асада и влияние Ирана. Сегодня эксперты прогнозируют разделение страны на анклавы – суннитский, шиитский, алавитский, возможно – курдский. Такая реальность станет более прочным основанием для перемирия и окончания войны. И тогда для еврейского государства настанут непростые времена.

Укрепив свои позиции в регионе, Эр-Рияд уже не будет так остро нуждаться в сотрудничестве с Израилем и сможет открыто финансировать ХАМАС и другие радикальные палестинские группировки. Но еще хуже, если на правах союзников саудиты захотят решить палестинскую проблему, используя свой давний план – территории в обмен на признание Израиля арабским миром.
Можно не сомневаться, что палестинский вопрос выйдет на первый план сразу после восстановления порядка в Сирии. За него дружно возьмутся арабские страны, Турция, США - с одной стороны, а Россия и Иран – с другой. О таком коллективном подходе уже давно мечтает Абу Мазен. Противостоять этому давлению будет практически нереально.

Еще более опасный вариант – "мирное укрощение" Асада, компромисс, который станет победой России и Ирана. Если президент Сирии согласится на реформы, предлагаемые Западом, и разрешит в стране демократические выборы, альянс уже не будет настаивать на смене режима. При этом Асаду за его сознательность будет положена награда, которую давно готовит американский госсекретарь Джон Керри – Голанские высоты. И пусть по результатам честных выборов победит не Асад, а другой кандидат (хотя трудно в это поверить) – вряд ли он откажется от Голан. А Израилю будет выдвинут дополнительный аргумент – у него теперь нет причин бояться агрессии демократизированной Сирии.

Даже если представить невозможное - что на сирийской территории воцарился прочный мир, Исламское государство разгромлено и никому нет дела до Израиля – остается один тревожный момент. Десятки тысяч боевиков с богатым опытом военных действий, сотни тысяч единиц оружия, в том числе современного и с дальним радиусом поражения – все это не растворится в воздухе. Допустим, большая часть оружия будет конфискована, но его все равно немало останется на руках у террористов, для которых предполагается открыть "коридоры" выхода из Сирии. Куда они выйдут и попадут в итоге? В Иорданию? Йемен? Ирак? На Синай? Мелкие разрозненные банды могут быть не менее опасны, чем армия Исламского государства, к тому же бандам нечего терять.

Увы, повлиять на исход перемирия, как и на исход войны, Израиль не может. Но контролировать нынешнюю "мирную" ситуацию следует еще пристальнее, чем раньше.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK