По разные стороны
Будет ли у нас карантин? Точнее, готовы ли люди его соблюдать?
Правительство, спохватившись, пошло на некоторые послабления – разрешило гражданам заниматься спортом и купаться в море, оставило частично открытыми ряд торговых заведений – например, рынок Махане Йегуда в Иерусалиме. Эти «косметические» поправки не спасут от экономического кризиса, но должны, по идее, немного успокоить общество и восстановить доверие к власти. И то, и другое, к сожалению, уже нереально.
После объявления карантина израильтяне ринулись скупать авиабилеты на все доступные направления. Понятно, что всем хочется развеяться в праздники, а не сидеть в четырех стенах. Но люди бегут не только от карантина – они хотят ненадолго отключиться от всей абсурдной реальности, отдохнуть от своего правительства, которое может завтра принять еще какое-нибудь спонтанное решение.
Какая логика в том, чтобы губить собственный туристический бизнес, но разрешить израильтянам толпами ехать в Грецию? Отдыхающие еще скорее перезаражают друг друга на заграничных пляжах. Тест на ковид можно было с тем же успехом требовать при въезде в наши гостиницы. Зачем закрывать учреждения, уже организовавшие работу в условиях «короны», но разрешать массовые молитвы в синагогах?
Задавать эти вопросы некому.
Когда протестующие перекрывали дороги к аэропорту перед отлетом Нетаниягу в США, они вовсе не выступали против мирных соглашений с ОАЭ и Бахрейном. Они просто хотели сказать: посмотри на нас, выслушай нас! Нельзя оставлять свою страну в таком тяжелом положении.
Но никто их не услышал. Неудивительно, что люди тоже откажутся слушать распоряжения правительства. Угроза гражданского неповиновения вполне реальна.
Пример подали харедим, которые в итоге меньше всех потеряют от карантина. При первых же слухах о возможном «сегере» и комендантском часе мэрии нескольких городов пригрозили отказом от сотрудничества. Тем самым они дали понять, что правительство им не указ – только духовные лидеры будут решать, как жить и молиться ультраортодоксальному населению.
Зачем нам правительство, которому можно ставить условия?
Сегодня о невозможности уйти на карантин говорят предприниматели, владельцы ресторанов, спортивных залов и фитнес-центров. Всем надо кормить детей, держать бизнес на плаву, и никто не верит в обещания правительства помочь и поддержать. Люди понимают, что выживать придется самостоятельно. Одни делают заявления через свои профессиональные ассоциации, другие просто решают про себя, что не будут закрываться – «пусть штрафуют, пусть применяют силу». На самом деле, сложно сказать, что предпримет власть, если люди массово откажутся соблюдать «сегер». Возможно, дело дойдет до открытых столкновений с полицией не только в ультраортодоксальных кварталах.
Причина неповиновения не в том, что люди не заботятся о своем и чужом здоровье – они просто не верят, что правительство действует на благо общества и здравоохранения, а не в собственных интересах. Мы пришли к ситуации, когда власть и народ стали восприниматься как «они» и «мы», как две противоборствующие силы по разные стороны баррикад. Это разделение произошло не за один последний год и не только из-за «короны», но «корона» обострила конфликт и довела его до критической точки. Что бы ни происходило в нашей стране, до сих пор власть и народ были в одной лодке и разделяли общую судьбу. Сейчас наша лодка тонет, а министры заняты своими делами, глава правительства улетает за океан и решает свои проблемы с судом и прокуратурой.
Координатор по борьбе с коронавирусом профессор Гамзу на вопрос журналистов, почему он не уходит в отставку, сказал, что он выполняет роль защитного барьера, иначе политики еще и не такого наворотят…
Зачем нам политики, от которых нужно защищать народ?
На фоне общественного недовольства лидеры оппозиции гневно критикуют решения правительства и призывают не выполнять их. Случись у нас серьезные акции гражданского неповиновения, их тут же найдется кому возглавить. Но почему эти деятели молчали, когда ситуация казалась более или менее благополучной, почему они были согласны с действиями правительствами, пока те не привели к плачевным последствиям? Многих из тех, кто сейчас требует смены власти, не так давно занимали министерские кресла, но под их руководством происходило все то же самое.
Зачем же нам менять одних интересантов на других?
Оптимальным вариантом для Израиля была бы полная политическая перезагрузка - уход в отставку всего состава Кнессета и новые выборы. Но с одним условием: чтобы в них не участвовал никто из запятнавших себя участием в «большой политике» последних лет. Ни правые, ни левые, ни религиозные, ни светские. Пусть это будут совсем новые люди, новые лица. И пусть их выбирает народ, а не «коллекторы голосов» и составители партийных списков.
О такой перезагрузке пока можно только мечтать. Но политики должны понимать, что люди мечтают об этом все больше, и, возможно, их мечта осуществится раньше, чем кажется.
Автор//: Ира Коган