Политика на крючке
Политические скандалы в Израиле – очевидный признак предстоящих перемен. Особенно если они разражаются практически одновременно и затрагивают таких разных людей, как Арье Дери (ШАС) и Ицхак Герцог (Сионистский лагерь). Герцога подозревают в нарушении закона о финансировании во время праймериз в Аводе в 2013 году – тогда он сменил Шели Яхимович на посту председателя партии. Тема полицейского расследования в отношении Дери не разглашается.
Вряд ли это совпадение случайно. Многие эксперты считают, что возбужденные дела предвещают скорые выборы. В свете этих перспектив понятны попытки соратников Герцога по партии сменить руководство. СМИ прямо называют его главного соперника – депутата Арэля Маргалита, который стал главным источником компромата. Характерно, что Шели Яхимович публично выразила надежду, что возбуждение полицейского расследования в отношении Герцога не повредит партии. Яхимович также напомнила, что именно она стала жертвой финансовых махинаций Герцога в ходе соревнования за пост председателя партии. Иными словами, Сионистский лагерь готов без колебаний сдать своего лидера и продолжить борьбу за власть без него. Герцог, со своей стороны, обещает, что однопартийцы, решившие свести с ним счеты с помощью полиции, ответят за клевету.
Но если ситуация в Сионистском лагере более или менее ясна, то найти заинтересованных в падении Арье Дери немного труднее. В отличие от Аводы, внутри ШАСа царит относительное единодушие – главным образом потому, что Дери успел оттеснить на задний план потенциальных конкурентов. После смерти раввина Овадьи Йосефа он пользуется неограниченным авторитетом не только в партии, но и в Совете мудрецов Торы. Если Дери придется уйти в отставку, как это было в 1993 году, когда против него было выдвинуто обвинение в финансовых махинациях, партия ШАС выйдет из коалиции и правительство гарантированно рухнет.
Казалось бы, Ликуд совсем не заинтересован в таком повороте событий. Однако это был бы слишком поверхностный вывод. Как сообщают СМИ, Ликуд и Авода недавно возобновили переговоры о создании правительства национального единства. Глава НДИ Либерман выдает желаемое за действительное, утверждая, что возможность такого объединения "похоронена" вместе с заявленными полицейскими расследованиями. Напротив – если Биби согласится на "широкую" коалицию, то ему не особенно нужны в ней ни Дери, ни Герцог.
ШАС обычно служит полезным "балластом", стабилизирующим любое правительство, и создает предпосылки для присоединения к нему другого ультраортодоксального блока – "Ихадут а-Тора". Но сегодня в руках Дери сосредоточено слишком много власти. Он занимает два министерских поста – внутренних дел и Негева и Галилеи, а также фактически контролирует министерство по делам религий, которое возглавляет его ставленник Давид Азулай. Нетаниягу предпочел бы видеть на его месте менее влиятельного и более управляемого лидера, который непременно появится после ухода Дери. Такой лидер вернет ШАС в коалицию, поскольку партия сефардского еврейства не любит долго находиться вдали от кормушки. Сионистский лагерь, если он действительно намерен объединиться с Ликудом, также не заинтересован в слишком сильном ШАСе.
С другой стороны, Герцог, который в последнее время проявляет все больше самостоятельности, выглядит не самым удобным партнером для Ликуда. Герцог в пику Нетаниягу ездил в Вашингтон, где выступал на конференции AIPAC и благодарил за помощь президента Обаму. Герцог и его сторонники добивались выхода из будущей широкой коалиции партии "Еврейский дом" и отказались от этого требования только в обмен на право вето в отношении любой политической инициативы правого лагеря – чего Нетаниягу допустить не может. Герцог постоянно критикует правительство за слабость и бездействие. Таким образом, не только соратники по партии могут желать его смещения.
Означает ли это, что дела против Дери и Герцога сфабрикованы? Вряд ли. В правовом государстве полицейские расследования не возникают на пустом месте. Правда, здесь возникают новые вопросы – почему делам дан ход именно сейчас? Как у власти оказались люди, уже замешанные в правонарушениях? Как известно, Арье Дери был осужден за финансовые злоупотребления, совершенные им на том же посту главы МВД. Но и Герцог проходил как подозреваемый в деле о нарушении закона о финансировании партий в ходе предвыборной кампании Эхуда Барака в 1999 году. Так неужели в Израиле нет политиков, не замешанных в сомнительных махинациях?
Ответ напрашивается сам собой. Нечистых на руку деятелей власти удобно держать на крючке, чтобы при необходимости можно было легко от них избавиться. Именно поэтому нарушители закона возвращаются на прежние посты, а полицейские расследования в высших эшелонах не прекращаются.