После Газы
Шаг за шагом армия Израиля разрушает террористическую инфраструктуру Газы. Каждый день кто-то из полевых командиров отправляется на встречу с 99-ю девственницами. Отношение к организации в секторе все хуже, и никого уже не удивить восклицаниями его жителей: «Во всем виноват ХАМАС!». Значит ли это, что движение, которое много лет подряд угрожает нашей стране и отбирает жизни наших граждан, наконец будет ликвидировано?
Все это было бы слишком просто и слишком хорошо. К сожалению, даже когда ЦАХАЛу удастся полностью зачистить Газу, изгнать, убить, взять в плен всю хамасовскую верхушку, наша война с этой гидрой не закончится. Ее головы отрастут вновь, на новом месте, и скорее всего, это будет Западный берег – территория Палестинской автономии.
Почему победа в Газе не означает победу над ХАМАСом? То, что его последователей и активных боевиков так много в автономии, – лишь верхняя часть айсберга. Наши военные в Иудее и Самарии проводят рейды по палестинским городам и деревням, задерживают подозреваемых, уничтожают оружейные склады, но это лечение симптомов, а не болезни.
Главная опасность заключена в том, что сегодня ХАМАС, подобно ИГИЛ, представляет собой прежде всего идею, а потом уже организацию. Эта идея сейчас чрезвычайно популярна у арабов Западного берега - гораздо популярнее, чем была до войны. Потеряв сектор Газа, главари движения легко найдут тысячи новых сторонников среди молодежи Иудеи и Самарии. Израильским службам безопасности известно большинство действующих хамасовских активистов, но они не могут арестовать всех, кто размахивает хамасовскими флагами, и тем более тех, кто только собирается выйти с ними завтра.
На первый взгляд кажется странным, что росту популярности ХАМАСа способствовала не только бойня, учиненная его бандитами 7 октября, но и действия Израиля в Газе. На самом деле, здесь все логично. В глазах тех, кто мечтает о «свободной Палестине от Иордана до моря», столь масштабная операция против движения делает его значительным, достойным уважения противником «сионистского врага». Этот имидж ХАМАСа выглядит особенно привлекательно на фоне слабого, трусливого и коррумпированного руководства автономии, которое, опять же по мнению радикально настроенного населения, предает своих братьев в Газе. Согласно опросам, поддержка правительства ПА и аффилированного с ним движения ФАТХ на Западном берегу минимальна. ХАМАС же поддерживают 62% опрошенных –в два с лишним раза больше, чем в Газе.
Единственный «естественный» противник ХАМАСа – Исламский джихад, группировка, заработавшая еще более высокий рейтинг среди радикальных элементов, особенно в Газе. Но в военных и политических битвах оба движения предпочитают действовать заодно, не допуская противостояния.
В том, что ХАМАС переживет свой разгром в Газе, не стоит сомневаться еще и потому, что его политическая и идеологическая верхушка находится в безопасности – в других арабских странах. Там же сосредоточены и финансы движения, которые будут восполнены многочисленными спонсорами, так что нынешняя война с Израилем скорее пройдет по графе расходов, чем поражений.
С учетом всех этих обстоятельств нам следует готовиться к тому, что Западному берегу грозит такой же переворот, как тот, что произошел в Газе в 2006-2007 году. Это казалось невозможным несколько лет назад, но расклад сил в автономии изменился, а население радикализировалось. Даже если ХАМАС не возьмет официальную власть в свои руки, его усиление в Иудее и Самарии создаст для Израиля очень много проблем.
Конечно, в автономии ЦАХАЛу проще действовать, чем в Газе. Но и израильская территория более доступна для террористов с Западного берега, особенно учитывая близость наших городов и поселений к арабским населенным пунктам и общие дороги. Вряд ли террористы сумеют быстро наладить производство и запуск ракет, но им вполне по силам спланировать атаку по образцу 7 октября, не говоря уж о «рядовых» терактах. С помощью этих вылазок боевикам удастся держать в постоянном напряжении всю страну. Израильтяне, заставшие хотя бы одну из прошлых интифад, помнят, что ее самый болезненный фактор – непредсказуемость: никто не знает, где и когда будет нанесен следующий удар.
Решением здесь может быть только еще одна масштабная операция, но от нее не стоит ждать большого успеха: зачистить Западный берег, территорию почти в 20 раз больше Газы, абсолютно нереально. Если ХАМАС сделает ПА своей основной базой, нас ждут бесконечные вспышки насилия и эскалации.
Да, возможно, Израиль в конце концов и здесь найдет управу на ХАМАС. Но это приведет лишь к усилению других бандитов – Исламского джихада, ИГИЛ или какой-то иной, пока не известной группировки. Корень проблемы не в конкретном движении, а в том, что наши соседи хотят войны, а не мира. И если их симпатии к тем или иным боевикам различаются, то в отношении Израиля царит единодушие. Только 17% палестинцев одобряют вариант двух государств; остальные мечтают только об одном государстве и многие готовы бороться за эту мечту до полного уничтожения Израиля.
Мы не искореним эту заразу в одиночку. Нужно, чтобы против исламского терроризма выступил весь мир, включая тех, кто дает приют главарям радикалов, хранит их деньги, спонсирует их и зарабатывает на их деятельности, для кого террор – выгодный бизнес. Но на это в современной реальности рассчитывать не приходится. Более того,в левых кругах Запада развивается противоположная тенденция: мода на флаги ХАМАСа, значки с контурами Газы и лозунг «от реки до моря». Да, в моде палестинская идея в ее самом радикальном проявлении, и это еще больше вдохновляет «борцов с оккупацией» возле наших границ.
В такой ситуации нельзя рассчитывать на полный разгром врагов и надежные гарантии безопасности. Говорят, что война в Газе – не последняя, но и та, что случится следом за ней, последней не будет. Нам остается только жестко отвечать на все вылазки, чтобы наши ненавистники боялись лезть в драку, – и ждать, пока мир перестанет заигрывать с терроризмом.