Президент приходит как хозяин
Для того чтобы понять, что второе правление Дональда Трампа будет отличаться от первого, достаточно сравнить его фотографии, сделанные для прошлой и нынешней инаугурации. Вместо открытости мы видим сосредоточенность, вместо улыбки – нахмуренные брови. В той каденции Трамп играл с властью, сейчас он будет использовать ее по-взрослому, чтобы все поняли, кто в мире хозяин. Он уже знает, что сделает: остановит войны, прекратит хаос на Ближнем Востоке, сделает Америку снова великой и присоединит к ней новые территории. Отведенные на такие амбициозные планы четыре года – совсем не большой срок, и Трамп не намерен зрят тратить время. Он больше не будет убеждать, подкупать и уговаривать - он будет требовать.
Трудно сказать, насколько этот метод сработает со всеми игроками. Вряд ли Белому дому удастся добиться чего-то жестким давлением на Москву: все-таки Россия - не Дания, не Панама и даже не Канада. С Путиным придется договариваться (или отказаться от возможности договориться), потому что существование РФ не зависит напрямую от США, чего не скажешь об Израиле.
Даже если в Газе каким-то чудом продлится перемирие, еврейскому государству придется сражаться с остальными врагами, а для этого понадобится много современных вооружений, которые оно может получить только от Вашингтона. Эти поставки грозят стать рычагом давления на Израиль в тех ситуациях, когда в Иерусалиме не захотят "по-хорошему" выполнять указания Трампа.
Планы нового президента на Ближнем Востоке известны: он собирается завершить начатое в прошлой каденции и создать стратегический альянс, опирающийся на Саудовскую Аравию, Катар, Египет и Израиль. Помимо того, что этот блок избавит его от многих забот о безопасности региона, дружба с Эр-Риядом открывает американским компаниям и инвесторам доступ для к ресурсам и финансам богатейшей арабской страны. Для самой СА здесь тоже много соблазнительных опций, ради которых на определенных условиях можно согласиться даже на мир с Израилем.
Другое дело, что за последний год эти условия стали жестче: примирение с врагом всей арабской уммы возможно лишь при его, врага, откровенной капитуляции и унижении. Эр-Рияд слишком дорожит своей репутацией в мусульманском мире, чтобы запятнать ее дружбой с Израилем на фоне разрушенной Газы и взорванных кварталов Бейрута. Вряд ли саудиты решатся прямо отказать Белому дому, но будут торговаться в лучших традициях восточного базара.
Между тем, возможности давить на них у Трампа ограничены. Поэтому давление будет оказываться на Израиль, тем более что решение проблемы лежит на поверхности: создание Палестинского государства. Вот она, щедрая компенсация палестинцам за ущерб, нанесенный Израилем, звонкая пощечина «сионистским оккупантам», долгожданный подарок всему арабскому миру. Чтобы Эр-Рияду досталась главная честь этого достижения, саудитам нужно всего-навсего поставить это требование на первое место в переговорах с американцами. Остальное Трамп сделает сам, тем более что момент кажется подходящим: ХАМАС якобы разбит и палестинская администрация якобы готова принять контроль над Газой. Если принять эти допущения на веру, то все остальные трудности и препятствия можно объявить несущественными. Одной только официальной декларации палестинского суверенитета будет достаточно для Нобелевской премии мира американскому президенту, а там хоть трава не расти. С проблемами и угрозами новорожденного государства будет разбираться уже следующая команда Белого дома и, разумеется, Израиль.
Есть ли надежда на другое развитие событий? Все жеТрамп всегда поддерживал Израиль, признал его суверенитет над Голанами, перевел в Иерусалим посольство, защищал легальный статус поселений. На ведущие посты в его кабинете назначены чиновники, открыто симпатизирующие еврейскому государству…
Все верно, но нужно понимать разницу между симпатиями и целями. У Трампа, как не раз уже говорилось, есть цель сделать великой Америку, а не Израиль, а точнее – утвердить собственное величие. Ко всему прочему, он полностью лишен сантиментов, свойственных тому же Клинтону, и не считает, что несет ответственность за судьбу еврейского национального дома перед Богом или кем бы то ни было. Трамп – бизнесмен, и он стремится заключить наиболее выгодную для себя сделку. Не исключено, что он будет давить не только на Израиль, но и на палестинцев, вынуждая их принять его план урегулирования 2020 года с аннексией 30 процентов Иудеи и Самарии. Если с этим согласятся в Рамалле и Эр-Рияде (что не факт), то мы получим на выходе палестинское государство в лайт-формате: чуть меньше размером, но не менее опасное, к тому же одержимое жаждой реванша и восстановления «справедливости».
Единственное направление, в котором намерения Израиля и Трампа пока не идут вразрез, - это решимость противостоять Тегерану и бороться с его ядерной программой. У Израиля есть шанс получить от Белого дома карт-бланш и военную помощь для удара по Ирану, но за эту поддержку, возможно, придется заплатить согласием на палестинскую государственность. Впрочем, и с Ираном не все так однозначно, поскольку Саудовская Аравия, которая при любом раскладе банкует в этой игре, в последнее время склонна договариваться с ИРИ, а не воевать.
В любом случае, и Израиль, и нынешнее правительство (если оно останется у власти) ждет много проблем. Либо кардинальные уступки, которые приведут к распаду правой коалиции, а главное - отбросят страну в плане безопасности на год с лишним назад. Либо охлаждение отношений с последним оставшимся союзником и гнев самого непредсказуемого из президентов США.
Единственный возможный выход для израильского правительства – попробовать договориться с Трампом на его языке, а именно: предложить ему сделку, которую он признает выгодной для себя и которая не будет самоубийственной для нас. Правда, пока непонятно, как должен выглядеть этот вариант "прекращения хаоса" и существует ли он вообще.