Приглашение для госпожи министерши
Хотя шведский министр иностранных дел Маргот Вальстрем уже несколько раз сказала про Израиль заведомую и оскорбительную глупость, обвинять ее в антисемитизме и устраивать демонстрации у посольства – не решение проблемы. Скорее, стоит прислушаться к ее словам.
Маргот Вальстрем говорит вслух то, что думают про себя многие тысячи европейцев, включая политиков и государственных чиновников.
Давно известно – люди не затрудняют себя анализом событий, которые происходят далеко от их дома и их напрямую не касаются. Они делают выводы из средств массовой информации – и из того, что видят рядом. А рядом с собой европейцы видят иммигрантов из арабских стран, которые пересекают моря и сушу с риском для жизни, порой с единственным рюкзачком, в котором лежит платок-"арафатка" и значок с флагом Палестины.
С давних времен, и особенно сейчас, когда мусульманский мир раздирают войны, Палестина остается общим символом, примиряющим суннитов и шиитов, арабов, персов и тюрков, радикалов и умеренных. Европейцы, отчаявшись разобраться в причинах кровопролития на Ближнем Востоке, хватаются за этот символ, как за спасительную соломинку. Так вот в чем дело! Вот главная проблема всех мусульман, вот что заставляет их страдать – оккупация палестинского народа!..
Когда беженцы начинают нападать на европейских женщин, а среди иммигрантов в третьем поколении оказываются террористы и убийцы, какой вывод может сделать средний европеец? Что приезжие недовольны тем, как их принимают? Но этого не может быть, ведь их спасли от войны и нищеты. Что надо закрыть въезд всем иммигрантам, включая женщин и детей? Это негуманно. Средний европеец (а также его правительство) не понимает, что делать – и тут правозащитники напоминают ему о проблеме Палестины. Ответ найден! Причина радикализации мусульманской молодежи - в том, что эта молодежь потеряла надежду на исполнение своей мечты о свободном палестинском государстве. А в этом уже можно обвинять не "своих" беженцев, а "чужой" Израиль.
Образ священной палестинской коровы поддерживают мусульманские организации в Европе и, с их подачи, европейские СМИ. Когда на ток-шоу на шведском телеканале SVT1 говорили о шведах, присоединяющихся к ДАИШ, один из присутствующих мусульманских активистов с пафосом воскликнул: "Но вы же не осуждаете молодых людей, которые едут бороться за свободу Палестины!". Ведущая тут же увела разговор в другую сторону: о Палестине – или хорошо, или ничего.
Именно так видят ситуацию многие жители Евросоюза. Именно это и сказала нам Маргот Вальстрем. Конечно, ей как главе шведского МИД следовало бы быть разборчивее в выражениях. Но Маргот не ученый и не мыслитель, она партийный активист, и ее популярность (а в 2006 году она была признана самой популярной женщиной Швеции) во многом построена на скандальных заявлениях. Например, не так давно Вальстрем осудила "средневековый обычай" Саудовской Аравии приговаривать граждан к порке. Высказывание вполне обоснованное – но с учетом поста, который занимает Вальстрем, оно спровоцировало крупный дипломатический скандал. Однако она продолжает возглавлять МИД, поскольку в Швеции свобода слова распространяется даже на министров.
Призыв Вальстрем расследовать "убийства без суда" арабских террористов сопровождался бурей среди израильских политиков и общественности, вызовом на ковер шведского посла, объявлением самой госпожи министерши нежелательной персоной, отказом от визитов высокопоставленных шведских чиновников и еще рядом дипломатических мер. Глава правительства Стефан Лёвен, попытавшись исправить положение, только оскорбил Израиль еще больше, заявив, что "ножи – это не террор, а хулиганство". Особое возмущение вызвал тот факт, что одновременно в Израиль прибыла группа бывших и действующих сотрудников служб безопасности Швеции для изучения методов борьбы с террором. Они критикуют нас за уничтожение террористов, но приезжают к нам перенимать опыт! Какое лицемерие!
Между тем, приезд военных специалистов доказывает, что даже в высших политических кругах Швеции не все относятся к Израилю так, как нынешнее правительство, которое, кстати, не вечно. На самом деле, поведение социал-демократов легко объясняется их страхом перед усилением правых партий, вызванном миграционным кризисом. Левая идеология в Швеции и во всей Европе шатается и слабеет, и это заставляет европейских левых искать опору во внешних факторов – например, в критике Израиля.
И все же не нужно демонстрировать обиду и запрещать Маргот Вальстрем въезд в Израиль. Стоит, наоборот, пригласить ее сюда. И повезти не в Кнессет, не в резиденцию премьера, а на самые что ни на есть территории, причем инкогнито. Пусть ее машину закидают камнями и пусть солдаты, которых она собирается судить, спасут ее от свободолюбивых палестинцев. К сожалению, такие методы не допускаются протоколом. И все же…
Соратники Вальстрем по социал-демократической партии часто бывают в Израиле по приглашению правозащитных организаций или левых активистов, которые показывают им ситуацию с выгодной для себя стороны. Благодаря этим контактам у шведов формируется убеждение, что государство Израиль управляется правительством правых националистов, которые не отражают истинных интересов народа. Острая критика израильской политики представляется им важной и полезной для самого Израиля. Среди них много людей, искренне заблуждающихся, и возможно, они изменят свое мнение, если Израиль будет тратить на пропаганду не меньше усилий, чем палестинцы и поддерживающие их круги.
Мы знаем случаи прозрения и раскаяния – например, судья Голдстоун. Не факт, что наши объяснения подействуют на всех, но если не объяснять очевидные для нас вещи, то еще менее вероятно, что люди поймут их сами. Сегодня враги добиваются изоляции еврейского государства, и с нашей стороны неразумно углублять эту изоляцию, все больше отгораживаясь от мира.