Пушки вместо йогурта
Новое правительство Израиля рождается в муках, еще раз подтверждая, что истинная цель выборов – это передел портфелей. Правда, международное рейтинговое агентство Moody's опубликовало позитивные прогнозы в отношении Израиля, опираясь именно на стабильность будущего правительство. Большие надежды возлагаются на Моше Кахалона, который, как предполагают, займет пост министра финансов.
Сразу после окончания выборов Кахалон выдвинул понятие "правительства социального примирения". По сути, это правительство любого состава, объединенное вокруг главной задачи – повышение благосостояния населения и преодоление жилищного кризиса. Однако, главной задачей каденции, по всей вероятности, станут не социальные и экономические проблемы, а усиление боеспособности армии и подготовка к возможной войне. Об этом свидетельствует ожесточенная борьба за министерство обороны, которая разворачивается на коалиционных переговорах. Да и маневры ЦАХАЛа, на фоне которых проходили выборы и формируется коалиция, косвенно намекают гражданам, что им придется затянуть пояса ради укрепления обороны. Собственно, общество согласилось с таким положением вещей, проголосовав за правые партии. Но это не означает, что от новой власти не потребуют решения экономических и социальных проблем. Правительству Нетаниягу придется заняться ими или, что более вероятно, создать иллюзию такой деятельности.
В области жилищного строительства дальше этой иллюзии дело не пойдет. Сегодня ни одному правительству не удастся существенно снизить стоимость жилья – этого не допустят ни могущественные строительные компании, ни инвесторы, не желающие, чтобы их недвижимость упала в цене. Возможно лишь относительно сдержать рост цен, увеличив строительство. Поэтому правительство будет развивать – но больше рекламировать - отдельные проекты, например, застройку территории военных баз в центре страны. Будет развиваться строительство на территориях, в тех городах и поселениях, которые пока планируется оставить под израильской юрисдикцией. Впрочем, даже эти проекты вызовут возмущение палестинских кругов и международного сообщества.
Реальным прорывом могло бы стать увеличение доли социального жилья. Если Ликуд всерьез намерен заняться этой проблемой, он должен оставить за собой министерство строительства. Но практика показывает, что в этой сфере обычно бывает больше злоупотреблений, чем достижений.
В целом невозможно решить проблему жилья в отрыве от остальных социальных проблем, которые порождены высокими налогами, монополизацией экономики и раздутым административным аппаратом. Но вряд ли правительству удастся провести оптимизацию государственного и общественного сектора, имея в оппозиции левые партии, тесно сотрудничающие с профсоюзами. Любой шаг в этом направлении будет блокироваться масштабными забастовками. Вообще в ближайшие годы следует ожидать усиления профсоюзной забастовочной активности как ответ левого лагеря на победу правых на выборах. Таким образом, бремя налогов и расходов опять ляжет на малый и средний бизнес.
В предстоящей каденции запланирована реформа средств массовой информации, подобная той, что осуществил Кахалон на рынке мобильной связи. Она вызовет удешевление отдельных услуг и, безусловно, пойдет на пользу населению, но не затронет общую ситуацию в экономике. Вероятно, Ликуд постарается добиться нескольких подобных "точечных" успехов, поскольку они приносят политикам народную любовь, как доказал тот же пример Кахалона.
Характерно, что ни одна из фракций не выразила заинтересованности в министерстве образования. Это показывает, какое место занимает проблема образования в приоритетах наших политиков. Об уровне обучения в школах вспоминают пару раз в год, когда международные организации публикуют результаты всемирных тестов, - и тут же забывают.
Прошлое правительство впервые за многие годы обошлось без ортодоксов, и результатом стал закон о всеобщем призыве. В нынешней коалиции будет участвовать ШАС и, возможно, "Яадут а-Тора". Представительство ШАСа в Кнессете сократилось по сравнению с прошлым, но он все равно способен диктовать условия, поскольку сформировать правое большинство без него невозможно. Вряд ли власти отменят закон о призыве, но его применение будет постепенно спускаться на тормозах, обрастая поправками. Также маловероятно, что в ближайшее время будут узаконены гражданские браки и общественный транспорт начнет работать по субботам. Ликуду придется согласиться на увеличение финансирования йешив и религиозных детских садов и на субсидированное строительство для религиозного населения.
В случае провала любых социальных или экономических реформ спасательным кругом станет угроза войны. Обществу не раз напомнят, что оно выбрало безопасность, а не дешевые йогурты.