Разные лица национального единства
Амир Перец публично заявил, что его список не войдет в правительство под руководством Нетаниягу. Таким образом перспектива правительства национального единства становится вполне реальной. Но лицо этого правительства может быть очень разным, в зависимости от того, кто будет в нем играть первую скрипку.
Вариант первый: Ликуд значительно обогнал Кахоль Лаван по мандатам и приглашает побежденных соперников в коалицию. Нет сомнений, что возглавит ее Нетаниягу – Ликуд победил, и он "заказывает музыку", не говоря уж о том, что Биби на порядок популярнее Ганца.
Интрига состоит в том, кого еще возьмут в эту коалицию. Золотая мечта Нетаниягу – чтобы в ней не было ни Либермана, ни Лапида. Не исключено, что Лапид сам уведет «Еш атид» в оппозицию, поскольку в правительстве Нетаниягу у него нет будущего. Таким образом с Ликудом остаются правые партии, ультраортодоксы и «Кахоль Лаван» без Лапида, под руководством Нетаниягу. Насколько жизнеспособна такая коалиция?
У генералов нет принципиальных разногласий с «Ямина» и вообще с правыми. Они позиционируют себя как левый центр исключительно потому, что это место в политическом спектре не занято. Вопрос с ультраортодоксами несколько сложнее, но тоже решаем. В итоге генералы получат на откуп несколько министерств, но в политических решениях их партии придется подчиняться право-религиозному большинству. С большой вероятностью к следующим выборам Кахоль-Лаван просто исчезнет, повторив судьбу «Кулану».
С другой стороны, такому правительству будет нелегко противостоять сильной оппозиции Либермана-Лапида-Переца. Дистанцировавшись от левой идеологии Барака-МЕРЕЦ, эти партии могут сделать ставку на социальные вопросы и атиклерикальную повестку и зарабатывать очки на жесткой критике правительства. Поэтому не исключено, что Нетаниягу постарается разрушить столь опасный для него оппозиционный блок.
Итак, следующий вариант: Ликуд, правые и Кахоль-Лаван с неотделимой от нее «Еш Атид», без Либермана, под руководством Нетаниягу. Такой расклад делает невозможным участие харедим, которые не готовы сидеть в одном правительстве с Лапидом. С точки зрения популярности, эта коалиция может быть более успешной, а слишком пестрая оппозиция (ортодоксы, Либерман, левые) не смогут ей эффективно противостоять. Однако в этом случае можно ожидать более серьезных внутренних разногласий, противоречий между правыми и левыми, личных стычек Нетаниягу и Лапида. Возможно также, что «Еш Атид» в сложную минуту выйдет из правительства и развалит его.
Третий вариант – тот, которого требует Либерман: Ликуд, Кахоль Лаван и НДИ, с Лапидом или без, но категорически без ортодоксов. Сегодня он кажется нереальным после того потока обвинений и критики, которые вылили друг на друга Либерман и Нетаниягу. Но в большой политике обиды забываются быстро. Другое дело, что Биби совсем не выгодно иметь в правительстве внутреннюю оппозицию в лице Лапида и Либермана. Как показывает опыт, для коалиции это будет мина замедленного действия, и премьер постарается оставить за бортом хотя бы одного из своих оппонентов.
Тот же расклад, но с численным перевесом Кахоль Лаван будет выглядеть совсем иначе. Если партия Ганца обгонит Ликуд по мандатам, то он получит право формировать правительство и возглавит его. Это предпочтительный вариант для Либермана (ему легче влиять на Ганца, не имеющего опыта политического руководства), и довольно опасный для Ликуда. Лишенная своего лидера (Нетаниягу вряд ли останется в политике, если потеряет свой пост), деморализованная поражением, бывшая партия власти растеряет свою силу и популярность; ее правое крыло не сможет противостоять лево-центристской политике Ганца, Лапида и Либермана; на серьезные министерские посты рассчитывать не придется. Ганц и Либерман постараются максимально нейтрализовать политиков из Ликуда, чтобы у партии не было шансов возродиться к следующим выборам.
В случае, если Нетаниягу не захочет оставлять должность главы партии, выигравший Кахоль Лаван может попытаться создать коалицию без Ликуда – с «Ямина» и харедим (без НДИ) или с «Ямина» и НДИ, но без харедим и при возможном участии Аводы-Гешера. Ультраортодоксы уже косвенно подтвердили свою готовность работать с Ганцем, но не с Лапидом – и эта несовместимость взаимна. Поэтому второй вариант более вероятен. Такое правительство будет явно уклоняться влево, учитывая, что правая идеология представлена немногочисленной фракцией Шакед, а Либермана в последнее время лишь с большой натяжкой можно назвать правым. Ликуд уходит в оппозицию и получает возможность восстановить свою силу на фоне ошибок правительства Ганца, но трудно предсказать, каких жертв это будет стоить стране.
Наконец, самый сбалансированный и, казалось бы, оптимальный сценарий развития событий – ротация Нетаниягу и Ганца на посту премьер-министра. Он возможен, если обе партии наберут примерно равное количество мандатов и никто не сможет диктовать условия партнерам. Проблема в том, что равноправие здесь все равно невозможно: тот, кто правит первым, оказывается в заведомо выигрышным положении, не говоря уж о том, что правительство может рухнуть до того, как придет время меняться креслами. Кроме того, курс коалиции будет в гораздо большей степени определяться тем, кто войдет в нее, помимо Ликуда и Кахоль Лаван, а не тем, кто ее на данный момент возглавляет. Преимущественно левое правительство с правым лидером, и наоборот, не сможет полноценно функционировать, поэтому ротация – не панацея.
Считается, что никто из политиков не решится повести страну на третьи выборы. Но почему, собственно, нет? Общество уже убедилось, что жизнь без правительства возможна. Выборный процесс обходится дорого, зато бюджет не страдает от расходов на удовлетворение требований фракций – участников коалиционных торгов. Так что не исключено, что в сентябре судьба страны еще не будет решена.
Автор: Ирина Петрова