"Русские" споры
Пока в верхах идет борьба за власть, в русскоязычных изданиях и социальных сетях не утихают дискуссии: что лучше – левое правительство или правительство с опорой на ультраортодоксальные фракции. Точнее говоря, что из этого хуже. Ведь за исключением убежденных сторонников тех или иных партий (а таких среди наших людей хватает и в МЕРЕЦ, и в Еврействе Торы) большинство «русских» понимает: плохо и то, и другое.
Недоверие к левым в нашей среде сложилось исторически. Выходцы из СССР и СНГ получили стойкий иммунитет к социализму и его идеологам. Кроме того, ветеранам Большой алии удалось пожить при левом правительстве Рабина в начале 90-х годов. За это время были подписаны договоры Осло, часть территорий перешла под контроль палестинской администрации, создана и вооружена за счет Израиля палестинская полиция, которая стала ведущий силой разразившейся интифады. Произошли самые страшные теракты в истории Израиля и погибли сотни наших граждан, в том числе и новых репатриантов. Оппоненты обычно напоминают, что территории отдавали под палестинский контроль и при правой власти, но начало мирному процессу в его современном варианте было положено Рабиным и его соратниками.
Что касается социалистического подхода к экономике, который должен быть ближе «русским» как людям работающим и зависящим от работодателя, то здесь мы тоже видели мало хорошего от левой власти. На выборах 1992 года кое-кто был обманут названием партии «Авода» (на иврите – «работа»), ассоциировавшимся с рабочими местами, которых нам так не хватало. Но «Аводу» выбрали, а работы больше не стало, зарплаты и пособия не выросли. При правительстве Рабина известные правозащитники занимали высокие посты, но в плане защиты прав олим ничего не изменилось. Ни у кого не осталось иллюзии, что новые левые будут отличаться от старых.
За эти годы мы разобрались, что левый лагерь в Израиле представлен главным образом интеллектуальной элитой, для которой все мы – «русские», «эфиопы», сефарды, ортодоксы – граждане второго сорта. Именно этой прослойке мы обязаны непробиваемым «стеклянным потолком» практически во всех областях, от науки до армии, не говоря уж о политике.
Но главный фактор, конечно, - безопасность. Большинство русских на подсознательном уровне понимают, что отдавать свою землю нельзя, тем более тем, кто мечтает тебя уничтожить. И совершенно недопустимо поддерживать врагов своей страны, вроде BDS и прочих антисемитских движений. Мы достаточно натерпелись от антисемитов на доисторической родине и не ждем от власти левых ничего хорошего.
Весь этот бэкграунд определяет политическую позицию «русской» диаспоры, которая по идеологии примерно соответствует Ликуду. Но с Ликудом у нас есть одно принципиальное расхождение – многих «русскоязычных» израильтян не устраивает устойчивый альянс Нетаниягу с ультраортодоксальными партиями ШАС и «Еврейство Торы».
В последние годы СМИ и политики немало потрудились, чтобы создать у наших людей крайне негативное отношение к израильским харедим. Однако надо признать, что эти семена ненависти и вражды упали на благодатную почву. Если отстраниться от эмоций, то многие «русские» не против ультраортодоксов как таковых, а против всевластия раввината, мракобесных законов и прежде всего – против того, чтобы правительство полностью зависело от харедимных политиков. Последние уже доказали, что умеют «вилять» любой властью и блокировать любые инициативы, которые задевают их интересы.
Кроме того, в ультраортодоксальных кругах к «русским» часто относятся с определенной брезгливостью как к «недо-евреям». В этом смысле раввины не сильно отличаются от левых интеллектуалов. Одним словом, у нас есть все основания не желать их власти над нами, и это неприятие только усилилось в ходе эпидемии ковида, когда многие харедим нарушали ограничения и способствовали распространению вируса.
В идеале нам хотелось бы иметь правое, но светское правительство – идея очевидная и простая, но практически неосуществимая. Во-первых, при нынешнем раскладе мандатов коалиция может быть либо право-религиозной, либо левой, а в самом худшем случае – левой с участием харедим. Надеяться, что правые партии по обе стороны водораздела «Биби – не Биби» договорятся между собой без харедим – из области фантастики. Но даже это не самая большая беда.
Дело в том, что попытки создать правую светскую партию в Израиле случались не раз, но всегда заканчивались пшиком. Сами названия этих партий - «Цомет» (Перекресток), «Третий путь» - говорили о стремлении к золотой середине. В последние годы такую цель ставила перед собой партия «Кулану». О том, что запрос на правое светское движение существует, говорил успех всех подобных списков на начальном этапе – вспомним хотя бы шароновскую «Кадиму». Но через одну, максимум две каденции эти партии либо сливались с тем или иным лагерем, либо сходили с политической сцены.
Причина тут не только в том, что в нашей политике нет середины, тем более золотой и любая идеология склоняется либо вправо, либо влево. Главное – даже самой «правильной» партии не обойтись без союзников, а их можно найти лишь в одном из лагерей. Политическое движение всегда борется за выживание, и рано или поздно поддержка извне становится для него важней, чем принципы. Как бы нам ни хотелось иного, но в израильской политике и харедим, и левые остаются влиятельной силой, а личные интересы и амбиции – главным политическим стержнем. Поэтому наши сегодняшние споры так же обречены, как выбор между удавкой и веревкой.
Впрочем, от нас уже ничего не зависит – выборы закончились тем, чем закончились. Возможно, только будущим поколениям удастся найти компромисс, породить новую идеологию и вернуть в политику здравый смысл. Очень хотелось бы, чтобы в этом процессе участвовали лучшие умы алии. Но пока этот вопрос лишь разделяет нашу общину и порождает внутренние распри. Спорам нет конца, как нет и надежды, что в них родится истина.
Читайте нас в Telegram.