Соответствовать вывеске
Израиль считается одной из самых дружественных к ЛГБТ стран не только на Ближнем Востоке, но и во всем мире. Для международного положения еврейского государства это чуть ли не главный льготный билет в западный мир, который, как известно, не слишком рад видеть нас в своих рядах. Свободы и права гей-сообщества – такая же визитная карточка Израиля на Западе, как капельное орошение, помидоры-черри и IT-технологии. Более того - для многих европейцев и американцев это решающий фактор при выборе, на чьей они стороне в противостоянии израильтян и палестинцев.
Но это – вывеска на фасаде, которую видно только снаружи. Внутри все не так уж радужно для радужного сообщества, о чем и свидетельствуют недавно принятая поправка к закону о суррогатном материнстве и последовавшие за ней протесты.
Само по себе суррогатное материнство – довольно спорное явление. Не случайно оно запрещено во многих странах, включая передовые в семейном отношении Германию, Норвегию, Швецию, Австрию и некоторые штаты США. Кстати, одна израильская ЛГБТ-организация не приняла участия в протестах именно из-за несогласия с суррогатным материнством.
Как бы то ни было, в Израиле оно давно доступно традиционным семейным парам. 19 июля Кнессет утвердил право женщин-одиночек также пользоваться услугами суррогатных матерей, но отклонил поправку, представленную депутатом от Ликуда Амиром Оханой, о таком же праве для одиноких мужчинам. За бортом осталось и большинство гомосексуальных семей, поскольку статус однополого брака в Израиле в лучшем случае характеризуется загадочной формулировкой "зарегистрирован, но не признан".
ЛГБТ-сообщество увидело в этом решении прямую дискриминацию по гендерному признаку и сексуальной ориентации и ответило забастовкой и митингами протеста в крупных городах. Надо заметить, что ЛГБТ впервые проводят такие массовые акции и перекрывают дороги – метод, многократно испытанный харедим и, пожалуй, единственный, которым общество может повлиять на политику и решения правительства.
Единодушную поддержку выразили протестующим самые разные организации – от Гистадрута, ряда муниципалитетов и больниц до компаний "Эль-Аль", "Тева", "Безек", HOT, Yes, IBM, Microsoft и т.д. Такая солидарность не может не вызывать уважения, хотя трудно вспомнить, чтобы представители делового и научного мира так же дружно защищали права репатриантов, инвалидов, пенсионеров и всех, кто когда-либо протестовал против несправедливых законов.
Почему же именно права ЛГБТ вызвали такой ураган страстей? Безусловно, здесь имеет место экономический расчет. Для международных компаний выступление в поддержку гей-сообщества – серьезный плюс в их бизнес-карму. Но факт, что даже деловым кругам надоел ортодоксальный диктат, усиливающийся в обществе. Многие вслух выражают надежду, что протест ЛГБТ и их сторонников станет искрой, из которой разгорится пламя антиклерикальной революции.
Гистадрут и другие левые организации традиционно находятся в оппозиции к правительству и рады любому случаю выступить против него и лично против Нетаниягу. Не случайно в обвинениях подчеркивается, что премьер вначале обещал поддержать поправку Оханы, а потом, обманув ожидания, проголосовал против нее.
Видимо, изначально Биби не видел проблемы в том, чтобы утвердить всеобщее право на суррогатное материнство, но ему "вправили мозги", припугнув реакцией ультраортодоксальных партнеров по коалиции.
Защитники премьера заявляют, что протест организован левым политическим лагерем и не имеет отношения к дискриминации. Но тот факт, что левые взяли "тремп" на этой истории, не означает, что проблемы не существует. И вовсе ошибочно считать, что тема, вокруг которой кипят страсти, второстепенная и послужила лишь поводом для давно назревшего возмущения. На самом деле, поправка к закону о суррогатном материнстве задевает, пожалуй, самый болезненный вопрос для всех людей, особенно острый в Израиле, с его культом семьи и родительства – право иметь детей и продолжить свой род. Как ни важны зарплаты, пенсии, пособия, льготы и все, что помогает нам выжить, дети важнее всего, потому что они и есть жизнь. Да, материнство и отцовство дано не каждому, но люди идут на все, чтобы обойти эти препоны. Может ли закон – религиозный или государственный - разделять их в этой области на "чистых" и "нечистых"?
Нет никакого логичного объяснения, почему право на суррогатное материнство предоставлено одним гражданам, но в нем отказано другим. Давно уже научно доказано, что детям не опасно и не вредно расти в однополой семье (как и в семье с папой-одиночкой), что они вовсе не обязательно вырастают геями и лесбиянками (по этой логике непонятно, как появляются геи в гетеросексуальных семьях) и часто даже обгоняют своих сверстников по многим параметрам развития. Вряд ли Нетаниягу и его соратники не знакомы с этими данными. Если же они прислушиваются к мнению ультраортодоксов, то должны согласиться с их требованием объявить сексуальные меньшинства вне закона, изгонять их из страны, побивать камнями и т.п.
Заигрывая одновременно и с харедим, и с мировым ЛГБТ-сообществом, Нетаниягу, да и все государство, пытается усидеть на двух стульях. Честнее было бы играть по правилам и либо соответствовать внешней вывеске – либо сменить ее. Например, открыто заявить: да, мы – патриархальное государство, построенное на религиозных нормах, и нас не волнуют ценности западного мира. Приходится признать, что многие в Израиле порадуются такому решению.
Но правительство привыкло лавировать между интересами разных групп населения, в зависимости от их влияния и возможности давления на общество. Так что вполне возможно, что после бурных протестов поправка о суррогатном материнстве будет пересмотрена в пользу ЛГБТ и маятник внутренней политики качнется в "светскую" сторону – до первой крупной демонстрации харедим.