Спасение утопающего правительства
Похоже, в Израиле еще долго не будет нормальных политиков, ведь то, что творится сейчас в верхах, все больше отвращает от этой сферы честных и порядочных людей. В прежние времена политические деятели еще более или менее заботились о том, как «и невинность соблюсти, и капитал приобрести» - то есть одновременно сохранить репутацию и добиться определенного положения. Сейчас репутация забыта, главное – удержать власть, не выпустить ее из рук, обойти соперников. Никто уже даже не притворяется, что это не так: на глазах у всей страны, нисколько не стесняясь, Нетаниягу и Ганц решают свои личные проблемы. Их уже не волнует, как это выглядит со стороны, они знают, что победителей не судят – в прямом и переносном смысле.
Только недавно и Ликуд, и «Кахоль-Лаван» расшатывали коалицию с двух сторон и рвались на баррикады выборов. Но ситуация на политическом горизонте изменилась, опросы предсказали обоим спискам сомнительную перспективу, и курс политики повернулся на 180 градусов. Бывшие оппоненты стали спешно наводить мосты и улаживать противоречия, которые оказались не такими уж неразрешимыми перед угрозой утраты власти. Сегодня все усилия брошены на коалиционные переговоры, а насущные государственные вопросы либо отодвинуты, либо служат все тем же личным целям политиков.
Корона? Премьер-министр уверен, что достаточно сделать укол вакцины перед телекамерами и потребовать закрытия границ, чтобы заслужить всеобщее уважение и показать, что ситуация под контролем.
Бюджет? Пока он остается главным предметом для взаимного шантажа, никто его не утвердит. Неважно, что государство целый год живет с условным финансированием в безумный период пандемии и крушения экономики.
Каждая сторона выставляет свои условия: Ганц – закон о ротации, Биби – отставку министра юстиции и сохранения поста главы правительства в предвыборный период. Мало того, о бюджете сегодня и не вспомнили бы, если бы сроки его утверждения не были увязаны с роспуском Кнессета. Отчаянными усилиями эти сроки удалось немного отодвинуть, чтобы у наших лидеров было еще больше времени побороться за свои интересы. Ганц надеется, что за это время рейтинги Ликуда и Нетаниягу упадут еще ниже, что сделает партнеров более сговорчивыми, и Биби – что ему удастся переманить на свою сторону нескольких министров от «Кахоль-Лаван».
Суета вокруг министра юстиции Ави Нисанкорена сводится к спору о полномочиях назначать генерального прокурора, юридического советника правительства и других высокопоставленных чиновников судебной системы. Все это исключительно важно для Нетаниягу в свете его предстоящего судебного процесса - а значит становится первоочередным государственным вопросом. Мы, граждане, должны терпеливо ждать, пока этот спор разрешится и правительство сможет заняться нашими реальными проблемами.
Загнанный в угол Ганц мечется между необходимостью сохранить коалицию с Ликудом и расколом, который грозит его собственной партии в случае отставки Нисанкорена. Цель лидера «бело-голубых» – добиться от Нетаниягу согласия на ротацию; Биби же старается склонить Ганца к компромиссу, ничего толком не пообещав. Обоим при этом надо не допустить досрочных выборов. Такой расклад напоминает старую сказку о змее и черепахе, переплывающих через реку.
Между тем, Ганц мог бы восстановить свою изрядно запятнанную репутацию, выйдя из коалиции в ответ на нарушение Нетаниягу его обязательств. Казалось, он уже готов хлопнуть дверью, но тут Биби попал в переплет после появления партии Саара, и Ганц решил этим воспользоваться, чтобы надавить на соперника. Он еще продолжает произносить громкие речи о невозможности компромисса, но сам ищет пути продолжения сотрудничества с Ликудом и просит своих соратников «действовать с осторожностью». «Осторожность», впрочем, не мешает самому Ганцу встречаться с новой восходящей звездой израильской политики Гидеоном Сааром, чтобы оставить для себя возможность в будущем пролезть в альтернативную коалицию.
На самом деле, Ганц боится выборов еще больше, чем его оппонент, потому что, кроме Биби, он никому не нужен, и у него есть лишь одна возможность посидеть в кресле премьера – если ему это позволит Нетаниягу. Мечта о ротации не оставляет бывшего генерала, поэтому он готов на все, даже на новое предательство своей партии, которая вот-вот распадется, не выдержав пресмыкательства своего председателя перед Ликудом.
Биби прекрасно понимает амбиции Ганца и откровенно дразнит его, то давая, то отнимая надежду на заветную ротацию - например, предлагает сократить его пребывание у власти в свою пользу. Ганц гневно заявляет, что не допустит изменения коалиционного соглашения, но лучше бы он молчал, потому что эти высказывания ему вспомнят потом, когда он покорно согласится на все требования Нетаниягу. Хотя Биби тоже рискует, яйца у него крепче, как говорят в Израиле.
Пикантность ситуации еще и в том, что для изменения закона о ротации у коалиции недостаточно голосов. Однако ради такого дела можно воспользоваться чьей угодно помощью - например, голосами исламистской арабской фракции РААМ. Правда, неизвестно, согласятся ли депутаты РААМ выполнить просьбу Нетаниягу и что они захотят взамен за такое одолжение. Но коалиция за ценой не постоит, если речь идет о том, чтобы не упустить из рук ускользающую власть. Еще недавно мы осуждали Биби за то, что он идет на поводу у харедим, а теперь оказывается, что и сотрудничество с самыми радикально настроенными арабами – вполне приемлемый вариант для партии, которая объявляет себя правой.
Тем временем страна остается перед лицом нового карантина, без бюджета и фактически без правительства, которое занято спасением утопающего себя. Впрочем, вряд ли ему это удастся – государственный корабль давно несется без руля и без ветрил, с него уже сбежали все, кто мог, а его капитаны продолжают делить власть как пиратскую добычу.
Автор//: Ирина Петрова