Спокойствие среди хаоса
Чем отличается эта война от всех предыдущих войн Израиля с ХАМАСом? Тем, что она ведется грамотно - с максимально жесткими авиаударами и применением военной хитрости, без оглядки на мнение мирового сообщества, без неоправданной и рискованной наземной операции, а главное – без коротких и бессмысленных перемирий, позволяющих врагам собраться с силами.
Такими действиями можно было бы уничтожить власть террористов в Газе, но увы, этого не произойдет. Конфликт прекратится, как только он выполнит свою политическую задачу.
Сегодня никто не сомневается, что задача эта – сохранение власти Нетаниягу. Аналитики расходятся лишь в вопросе, было ли обострение спровоцировано сознательно или главе Ликуда так необычайно повезло, или же его цели и цели ХАМАСа идеально совпадают. Последнее наиболее вероятно: если террористы в Газе нужны Биби, чтобы напоминать народу Израиля о близкой и непреходящей угрозе безопасности, то хамасовцам для контроля над населением нужно противостоять несговорчивому правому правительству «сионистских оккупантов».
Сегодня достижения Нетаниягу налицо – он опять переиграл своих соперников. Соратники Беннета отказались присоединяться к коалиции Лапида, и «Ямина» на пути к возвращению в правый лагерь. Для самого Нафтали Беннета это даже более выгодный вариант, чем становиться премьером на ротации в лево- центристском правительстве. От Биби он получит любые преференции, в том числе пост министра обороны, на котором он давно мечтает отличиться. Конечная цель Беннета – стать когда-нибудь настоящим, избранным, а не договорным главой правительства, а это возможно только при поддержке правого лагеря. Поэтому сегодня он сделает все, о чем попросит Нетаниягу – войдет в его коалицию, проголосует за прямые выборы премьер-министра, поможет Биби избавиться от досадной перспективы ротации с Ганцем. Все это, разумеется, в обмен на щедрое вознаграждение в виде министерств и должностей.
Да, одной «Ямины» не хватит для формирования коалиции, но на фоне смещения общественных симпатий вправо у Ликуда появляется возможность вернуть под свое крыло и другие правые партии. Это вряд ли получится с Либерманом, но вполне реально с Сааром. Ему Нетаниягу может даже пообещать ротационный пост премьер-министра, чтобы потом найти повод отказаться от этих договоренностей. Не исключено, что среди активистов «Новой надежды», как и в «Ямине», найдутся политики, которым на фоне происходящих событий покажется правильным провозгласить свою приверженность правому лагерю. Так или иначе, по собственному желанию или под давлением, перед Сааром открывается перспектива «вернуться домой», как уже не раз призывали его
бывшие однопартийцы из Ликуда.
Даже если Нетаниягу не удастся заманить к себе «Новую надежду», у него в запасе остается арабская партия РААМ. Хотя ее лидер Мансур Аббас прервал коалиционные переговоры со всеми сторонами, он не скрывает, что заинтересован «получить важную роль в израильской политике». Эту роль он готов получить от любого, кто будет формировать правительство, - то есть, скорее всего, от Нетаниягу.
В любом случае, идею правительства перемен можно считать похороненной и не только потому, что сформировать его без «Ямины» не удастся. Когда на головы израильтян летят ракеты, лево-центристская идеология обречена на поражение. Таким образом, мандат будет передан Кнессету, и тогда с высокой вероятностью премьером снова станет Нетаниягу. Другой вариант – прямые выборы премьер- министра, где шансы Биби на фоне текущих событий тоже очень высоки. И наконец, если все это не осуществится, нас ждут пятые выборы, на которых Ликуд резонно рассчитывает получить больше мандатов и одержать уверенную победу. Такой выход оптимален для Нетаниягу, поскольку его судебный процесс будет проходить на фоне избирательной кампании и напряженной обстановки в сфере безопасности, которая всегда играет на руку правому лагерю и его лидеру. В том, что нас ждет непростое и далеко не мирное лето, можно не сомневаться.
Израиль уже заплатил высокую цену за очередной реванш Нетаниягу. Жертвы среди военнослужащих и мирного населения, непрекращающиеся обстрелы, бессонные ночи в бомбоубежищах, страх и усталость, разрушенные ракетами здания, огромный ущерб экономике… Народ готов был бы вынести эти испытания, если бы с угрозой из Газы было покончено раз и навсегда. К сожалению, впереди нас ждет лишь очередное перемирие, пауза в противостоянии и расследования Международного уголовного суда в Гааге.
Но если к таким поворотам мы уже привыкли, то столкновения, происходящие на улицах наших городов, гораздо опаснее. Некоторые военно-политические круги предлагают заключить перемирие с ХАМАСом, чтобы бросить все силы на наведение порядка внутри страны – ведь уничтожения инфраструктуры террора все равно не планируется. Однако точные атаки на цели в Газе выглядят эффективнее и приносят нынешнему правительству больше славы, чем защита своих граждан от погромов. Между тем, в эскалацию втягивается население Палестинской автономии. Ситуация грозит перерасти в полномасштабную интифаду. К этому добавляются инциденты на северной границе – ракеты из Южного Ливана, провокации, поджоги, попытки проникновения на израильскую территорию. Для полноты картины нам не хватает только, чтобы в игру вступила Хизбалла и ЦАХАЛу пришлось воевать на два фронта или даже на три.
Как мы сможем противостоять врагам, едва справившись с «короной», еще не преодолев экономический и политический кризис, как будем решать обострившиеся социальные проблемы? Остается только надеяться, что нас спасет всемогущий Биби. На этой надежде и будет построена вся его предстоящая предвыборная кампания либо коалиционная стратегия. Чем хуже положение в сфере безопасности, тем больше шансов у Нетаниягу завоевать голоса избирателей или депутатов. Неудивительно, что он чувствует себя спокойно и уверенно посреди хаоса и отчаяния, охвативших страну.