Спускаясь с Храмовой горы

Спускаясь с Храмовой горы

Беспорядки на Храмовой горе, традиционные для периода осенних праздников, снова грозят разрастись в масштабный конфликт. Теракты в Иерусалиме, Иудее и Самарии, обстрелы, нападения с ножом, летящие в машины камни – тревожные приметы этой тенденции. У Израиля уже есть печальный опыт начала интифады с Храмовой горы в 2000 году, и сейчас ситуация выглядит очень похожей.

Однако события на Храмовой горе ни сейчас, ни раньше не были отправной точкой для эскалации. Скорее, это переломный момент, на котором неумело затаптываемое до сих пор пламя вырывается наружу. К тому же международное сообщество остро реагирует именно на Храмовую гору в силу ее значимости для мусульманского мира, и палестинцы знают, что это всегда повод поднять шум на весь мир.

На самом деле напряженность в Иерусалиме и за "зеленой чертой" стала нарастать практически сразу после окончания операции "Несокрушимая скала" летом прошлого года. Силовые структуры оказались не готовы к сражению против толпы камнеметателей и хулиганов, часто действующих спонтанно, без координации и приказов. Только в последние недели были ужесточены меры против несовершеннолетних бандитов – но остановить волну насилия гораздо труднее, чем погасить ее в зародыше.

Однако было бы несправедливо обвинять в происходящем на Храмовой горе только власти и армию. У нынешнего витка конфликта есть и объективные причины, первая из которых – кризис палестинского руководства. Махмуд Аббас не случайно бросается из одной крайности в другую, то обещая уйти в отставку, то отказываясь от всех предыдущих договоренностей с Израилем. Международные обозреватели пишут, что курс на мирный диалог, который якобы олицетворял Аббас, провалился, но вряд ли этим вызвано беспокойство Аббаса. Его настоящая проблема - в падении популярности, в том, что он не может предложить населению автономии ничего нового, а жить по-старому палестинцы устали.

В течение 10 лет Аббас поддерживал свой авторитет на палестинской улице обещаниями - но вовсе не мира, а территориальных уступок Израиля и возвращения "беженцев". Но надежды на это становились все призрачнее, а признание несуществующего палестинского государства ничего не изменило в нищей жизни его жителей. Последним средством сохранения лица для Абу Мазена стала неизменная "борьба палестинского народа за свободу и независимость". Наивно считать, что палестинское руководство всего лишь неспособно контролировать радикальные элементы. Ставка сознательно сделана на дестабилизацию.
Об этом свидетельствует и заявление Аббаса, которые обещает не позволить евреям "пачкать своими грязными ногами мечеть Аль-Акса". Абу Мазен прекрасно понимал, какой резонанс вызовут его слова в странах ислама. Король Иордании Абдалла II уже потребовал контроля над мусульманскими и христианскими святынями Иерусалима. В нынешней ситуации хашимитской монархии невыгодно ссориться с Израилем, который обещал Иордании защиту от ИГИЛ, но на вызов Храмовой горы король не мог не ответить, чтобы не разочаровать своих подданных и другие арабов из других стран.
Масла в огонь добавляет поведение арабских депутатов Кнессета. Депутат от Объединенного арабского списка Джамаль Захалка своим призывом к евреям убираться с Храмовой горы, которую он назвал "нашим домом", вызвал возмущение даже среди израильских левых. А лидер НДИ Авигдор Либерман считает нынешний всплеск агрессии со стороны арабов прямым следствием провокационных высказываний арабских депутатов. Но не менее опасно общественное мнение, которое формируется на фоне таких выпадов как на международном, так и на внутриизраильском уровне. Чем громче кричат арабские политики и чем тише и невыразительнее ответ наших властей, тем больше израильтян смиряется с мыслью, что Храмовая гора – действительно арабский дом, а вовсе не наш. Именно к этому сегодня сводится пресловутый статус "кво", позволяющий евреям подниматься на Гору для молитвы в ограниченное время и под контролем полиции. Такие посещения приходится обосновывать свободой отправления религиозных ритуалов, а не правом граждан находится в любой части своего государства.

Само наличие подобных правил не позволяет говорить о суверенитете Израиля над Храмовой горой. Что касается арабского населения, то оно практически никогда не признавало этого суверенитета. Можно снова вспомнить, что простой визит Ариэля Шарона на Храмовую гору стал искрой, вызвавшей пожар интифады Аль-Акса.

Правительства Израиля вели себя в этом вопросе в разной степени сдержанно, не желая накалять обстановку. Эта сдержанность и стала причиной нынешнего беспредела на Храмовой горе и во всем Иерусалиме. По большому счету, евреи контролируют сейчас Храмовую гору в гораздо меньшей степени, чем в 1967 году, после ее освобождения. Это поведение власти создает опасную модель, которую наши враги берут на вооружение, добиваясь от Израиля территориальных и иных уступок. Ведь методы, которые годятся для отвоевания Храмовой горы, наверняка подойдут и для Иудеи, Самарии, Иорданской долины, Яффо, Хайфы…

Гремучая смесь из камней, обстрелов, поджогов, истерик палестинского руководства, требований арабского мира и международного осуждения оказывается гораздо эффективнее, чем мирные переговоры. Это средство палестинцы с высокой вероятностью собираются применить и в отношении Иерусалима. Тот факт, что евреям не принадлежит Храмовая гора, уже не вызывает сомнений у арабского мира, да и у многих представителей Запада. Но следующим – и довольно скорым - шагом станет оспаривание нашего права на Иерусалим как единую и неделимую столицу Израиля. Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу уже заявил, что над Иерусалимом вскоре будет поднят палестинский флаг. Битва за Храмовую гору почти проиграна, и сегодня с нее начинается не просто интифада (ее рано или поздно удастся подавить), а битва за Иерусалим, которая мы тоже рискуем проиграть.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK