Старые проблемы для нового правительства

Добившись возможности выстроить более однородную коалицию, а значит – проводить последовательно правую внешнюю политику, Нетаниягу получил в наследство те же проблемы, которые стояли перед ним в прошлой каденции. Более того – многие вызовы усугубились разочарованием тех международных кругов, которые надеялись на смену власти, прежде всего, США. Поздравляя премьера с переизбранием, Барак Обама пообещал пересмотреть традицию дипломатической поддержки Израиля на международной арене. Для этой переоценки есть несколько поводов, но ее истинная причина – недавнее выступление Нетаниягу в Конгрессе и его противодействие сделке, которую Белый дом стремится заключить с Ираном.

Однако Биби до сих пор успешно противостоял Обаме и не уступит ему впредь, тем более что до конца каденции американского президента остается меньше двух лет. За этот срок отношения между нашими странами будут становиться все холоднее, но окончательно поссориться с Израилем Обаме не дадут ни конгрессмены, ни его соратники по партии, поскольку этот шаг сильно навредит демократам на следующих выборах.
Другое дело, что возможности Израиля повлиять на переговоры международных посредников с Ираном ограничены. Если Конгрессу не удастся заблокировать сделку, промежуточное соглашение может быть подписано уже до конца марта. Администрация Обамы намерена оставить Тегерану 60% от действующих центрифуг и отменить экономические санкции.

Стоит ли ожидать, что Израиль решится на удар по иранским ядерным объектам в случае подписания этой сделки? Маловероятно, поскольку это приведет к полномасштабной войне в регионе, а на нее Нетаниягу не пойдет даже при полной поддержке кабинета. С другой стороны, усиление Ирана позволяет Израилю обрести новых союзников. Так, иранской экспансии боится Саудовская Аравия, которая приветствовала речь Нетаниягу в Конгрессе и, по некоторым сообщениям СМИ, даже готова предоставить ЦАХАЛу свое воздушное пространство для атаки на Иран. Однако заключать такой союз следует с большой оглядкой: саудиты мечтают обуздать Тегеран чужими руками и будут активно подталкивать Израиль к военным действиям.

Более перспективными выглядят отношения с Египтом, который признал ХАМАС террористической организацией и держит Газу в блокаде. В сближении с Израилем заинтересована и Иордания, опасающаяся наступления сил Исламского государства. Самые смелые обозреватели не исключают даже сотрудничества Иерусалима с Сирией и Ираном на фоне угрозы ISIS.

Разумеется, эти страны никогда не станут истинными друзьями Израиля и всегда будут готовы предать его интересы ради своей выгоды. Но с помощью тонкой и осторожной дипломатии с ними можно было бы выстроить взаимовыгодные стратегические союзы. В этом направлении, очевидно, будет двигаться Либерман, если вновь возглавит МИД – за предыдущую каденцию он успел наладить рабочие связи с Эр-Риядом. Но вряд ли стоит ожидать серьезного прорыва на этом направлении, особенно если внешнеполитическое ведомство достанется кому-то из Ликуда. Правый лагерь относится к предубеждением к арабским странам и привык ориентироваться на традиционных союзников. Вероятно, Израиль потратит гораздо больше усилий на сближение с Китаем, Индией и Россией, которые будут охотно развивать с нами экономические и культурные связи, но не станут поддерживать Иерусалим в серьезных внешнеполитических вопросах. Кроме того, более тесное сотрудничество с Россией вызовет дополнительное недовольство США и Европы.

Отношения с Евросоюзом упираются, в первую очередь, в палестинскую проблему, которая стала определяющим фактором для положения Израиля на международной арене. В ближайшем будущем от Европы следует ожидать новых односторонних признаний палестинской независимости и новых санкций в отношении Израиля. Недавно Евросоюз призвал к дополнительным экономическим санкциям в связи с «ужесточением военно-полицейского режима в арабской (восточной) части Иерусалима». Таким образом, продолжается курс на международную изоляцию Израиля и изменить его может только прогресс на переговорах по созданию палестинского государства. Нетаниягу теперь приходится оправдываться за отказ от принципа «двух государств для двух народов», объясняя его тем, что нынешние реалии не оставляют возможности для палестинской государственности.

Палестинская администрация уже пообещала прекратить сотрудничество с Израилем в сфере безопасности и снова взвешивает возможность подачи исков в международные суды. Одновременно лидер «Еврейского дома» Нафтали Беннет предупредил, что войдет в правительство только при условии, что в предстоящей каденции палестинское государство создано не будет.

Для Нетаниягу первоочередная задача – сформировать правительство, поэтому Беннет, по-видимому, получит все необходимые заверения. Дальнейшая изоляция Биби не особенно пугает, а выборы показали, что не пугает она и большинство израильтян, которые не одобряют уступок палестинцам.

Палестинской администрации в качестве условия для возобновления переговоров будет представлен ряд заведомо невыполнимых требований – например, разорвать союз с ХАМАСом. Главной стратегией правительства в этом вопросе станет выжидание: Нетаниягу будет смотреть, как развиваются события в мире. Не исключено, что мировое сообщество отвлечется на более насущные проблемы и не станет форсировать решение палестинского вопроса. Если же обстоятельства сложатся крайне неблагоприятно для Израиля или, наоборот, будут способствовать заключению выгодного соглашения, Биби обменяет «Еврейский дом» на «Сионистский лагерь» или «Еш атид» и начнет переговоры о границах и обмене территориями. В этом его подержат и Либерман, и религиозные партии.

В целом в мире сейчас происходит слишком много событий, которые не зависят от Израиля. Поэтому сдержанность и осторожность - наиболее правильная линия международной политики.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK