Статус кво навсегда
Школы и йешивы ультраортодоксов открываются вопреки локдауну. Журналистов и полицию, которая приезжает навести порядок, встречают буйные толпы, камни и проклятия. Законопроект о повышении штрафов за нарушение карантина заблокирован в Кнессете фракциями ШАС и «Еврейство Торы» как «направленный против ультраортодоксальной общины». В этих баталиях не побеждает никто, кроме коронавируса, который собирает свою смертельную жатву среди всех израильтян – светских и религиозных.
Количество жертв в ультраортодоксальном секторе растет ужасающими темпами, но это не смущает раввинов. Они продолжают убеждать своих последователей, что «корона» - наказание свыше, и спастись от нее можно только усердными молитвами, учением и соблюдением заповедей. Община, привыкшая верить своим духовным лидерам, считает полицейских и политиков, ответственных за соблюдение локдауна, антисемитами, которые запрещают им вести еврейский образ жизни. Светский Израиль, со своей стороны, видит в харедим разносчиков вируса, виновных в распространении эпидемии и непрекращающихся ограничительных мерах. Пропасть между различными прослойками увеличивается и одновременно растет рейтинг лидеров и той, и другой стороны – раввинов и политиков от оппозиции.
У правительства, а точнее, у его главы в этом раскладе положение незавидное. Ему надо поскорее победить «корону» и одновременно не утратить поддержку харедим в Кнессете. Поэтому он мечется из одной крайности в другую: то уговаривает внука раввина Каневского повлиять на деда, то пытается провести закон о штрафах, и выглядит при этом довольно жалко. Всем очевидно, что ситуация в стране, исход выборов и судьба Биби сегодня зависят не только от темпов вакцинации, но и от раввинов. И не от одного Каневского, которого представляют главным ковидо-диссидентом среди харедим, а от всех, кто отправляет учеников в тесные классы и собирает многолюдные свадьбы.
Среди этих духовных вождей есть те, что действительно утратили связь с реальностью, но есть мыслящие вполне трезво и цинично. Борьба религиозных авторитетов против соблюдения карантина – лишь часть борьба с ассимиляцией молодежи, с прогрессом и наукой, которые все больше проникают в ультраортодоксальное общество. «Корона» только обострила эту проблему. Заболеваемость и смертность в среде харедим повергают людей в отчаяние и подрывают их доверие к духовным учителям. Все больше верующих призывают пересмотреть отношение к локдауну и признать свою неправоту. Появилось движение «Мы виноваты», инициаторы которого обеспокоены не только растущим количеством жертв, но и своим имиджем в глазах других израильтян.
Такой подход мог бы помочь не только справиться с эпидемией, но и преодолеть разногласия, стать мостом, сближающим ультраортодоксальную прослойку и остальное общество. Именно этого больше всего боятся наиболее одиозные раввины - ведь такое сближение ведет к утрате их авторитета и приобщению молодых харедим к светским ценностям. Многие из них готовы смириться с тем, что часть их последователей отойдет от религии, зато остальные еще больше замкнутся в своих общинах и сплотятся вокруг духовных учителей, уверившись, что светское государство – их главный враг. Уступить требованиям этого врага, пусть и ради спасения жизни и здоровья людей, означает нарушить дарованный когда-то статус кво и посягнуть на роль религии в жизни общества.
Казалось бы, государство имеет полное право изменить этот статус кво, раз харедим ставят себя выше закона. Нынешняя конфронтация и общественные настроения дают для этого прекрасный повод. Разумеется, Нетаниягу никогда на такое не пойдет, ведь он всецело зависит от поддержки ортодоксальных фракций. Но если к власти придут другие лидеры, которые сегодня обещают нам раз и навсегда покончить с религиозным диктатом, то они… тоже ничего не изменят. Еще ни одно правительство, ни правое, ни левое, не смело посягнуть на права харедим, точнее, на их право быть государством в государстве. Даже недолго действующий закон о призыве на деле был скорее пародией на равное распределение обязанностей.
Нужно ли отменить финансирование тех учебных заведений, которые не соблюдают карантин, как призывают НДИ и «Еш Атид»? Это было бы логично, справедливо - и абсолютно бесполезно. Даже если у нас появится правительство, которое решится на такую меру, за ним придет другое и восстановит субсидии школам и йешивам, да еще компенсирует «пострадавшим» нанесенный ущерб. Раввины же найдут других спонсоров и получат лишний повод настроить своих последователей против «антисемитского» светского государства.
Никого давно не удивляет, что ни полиция, ни партийные деятели, ни городские власти не хотят портить отношения с харедим и штрафов в ультаортодоксальном секторе выписано в несколько меньше, чем в других, хотя нарушений там гораздо больше. Харедим были и остаются самой сплоченной в стране силой, которая по первому зову своих вождей выходит и на улицы, и на избирательные участки. Поэтому не стоит винить Бен Гуриона – даже если бы он в свое время не подарил ультраортодоксам возможность влиять на нашу жизнь, они отвоевали бы это влияние в ходе последующих коалиционных торгов.
Пока наша политическая система устроена так, как она устроена, политики-харедим будут отстаивать для своих избирателей льготы и бонусы, включая право плевать на законы и распоряжения. А избиратели, со своей стороны, будут обеспечивать им мандаты, позволяющие диктовать условия любой коалиции и шантажировать любое правительство. Это замкнутый круг, из которого Израилю не вырваться. Рассчитывать можно только на события, которые происходят в самой среди харедим – их община хоть медленно, но меняется под влиянием технологий и социальных потрясений. Возможно, корона ускорит эти перемены или наоборот затормозит. В любом случае, надеяться на скорые перемены в статус кво не стоит.
Автор//: Ирина Петрова