Стоит ли пенять на Facebook?
Израильские руководители постоянно повторяют, что наша страна находится на переднем крае войны с террором. Однако эта война все больше становится войной за информационное пространство.
Интернет, охватывающий сейчас около двух миллиардов человек по всему миру, является самым доступным средством информации, а потому используется экстремистами в самых разных целях. С его помощью выбираются цели для теракта, мобилизуются участники массовых акций и бойцы вооруженных группировок. Через интернет собираются деньги для террористических организаций, передаются зашифрованные сообщения. Боевикам теперь можно не иметь командного пункта, а совещаться и отдавать приказы, находясь в разных местах.
Кроме того, интернет – это могучее средство воздействия на общественное сознание. Ложная, непроверенная или подтасованная информация искажает картину мира для миллионов людей, которые привыкли верить тому, что им говорят и показывают.
Специалисты говорят о распространении через сеть «психологического терроризма» - провоцирования у аудитории страха, паники или ненависти и агрессии.
Психологическим терроризмом активно и успешно занимаются палестинские интернет-медиа. Многие из тех, кто бросается с ножами на израильтян, не принадлежат ни к какой экстремистской группировке – они просто день за днем смотрят в сети пропагандистские ролики и слушают призывы убивать «оккупантов».
Террористические организации через социальные сети пытаются вербовать шпионов среди израильтян, и в первую очередь через Facebook. ШАБАК сообщает о целом ряде обращений от граждан страны, которым неизвестные предлагали за деньги делиться профессиональными сведениями. Служба безопасности предупреждает также, что личные данные и информация, находящаяся в открытом доступе, могут использоваться экстремистами для похищения израильтян за границей.
Между тем, хотя всемирная сеть охватывает весь мир, общей законодательной базы в отношении ее контента не существует.
Впервые серьезные попытки взять интернет под контроль были предприняты в США после атаки 11 сентября. Но многие меры до сих пор вызывают протесты общественности и законодателей, поскольку нарушают права человека. Так, в 2012 году сенат отклонил законопроект о взаимодействии федеральных агентств и частных провайдеров при расследовании террористических угроз.
В 2007 году Германия приняла закон об уголовной ответственности за регистрацию электронной почты на вымышленное имя.
В Китае интернет полностью контролируется правительством, которое имеет право блокировать любые сайты, а на компьютеры устанавливаются специальные отсеивающие фильтры. Но на практике все, кто хочет, находят способ обойти и фильтры, и блокировки.
В Израиле борьбу с терроризмом в сети ведут по большей части общественные организации. Лишь недавний скандал с Facebook вышел на государственный уровень. Депутат Ревиталь Суэйд предложила законопроект "О социальной сети Facebook» с требованием к модераторам сети удалять публикации, подстрекающие к террору.
Главная претензия Израиля к Facebook состоит в том, что там публикуются антисемитские тексты и изображения, а также откровенные призывы убивать евреев. Критики с негодованием пишут, что каждая такая запись собирает тысячи «лайков» - знаков одобрения. Хотя в правилах сети записано, что она не допускает пропаганды насилия, расизма и дискриминации, администрация часто не реагирует на обращения пользователей с требованием убрать тот или иной пост.
Такой подход легко объясним. Facebook – коммерческая компания, и ей приходится балансировать между собственными принципами и желанием сохранить популярность, между соблюдением законов каждой страны, где она работает, и своей международной репутацией. Нетрудно догадаться, что в Facebook поступают такие же жалобы на пропаганду «оккупации» (например, на фото поселений или израильских солдат). А некоторые палестинские активисты считают, что администрация Facebook передала их личные данные израильским спецслужбам и способствовала их аресту.
Надо заметить, что службы безопасности и сами мониторят сеть, выслеживая террористов и выявляя новые угрозы.
Все это, конечно, не снимает с Facebook ответственности за попустительство пропаганде террора. Министр Гилад Эрдан прав в том, что сеть частично виновата в пролитой крови израильтян.
И все же Facebook, как и интернет в целом – всего лишь зеркало, отражающее реальность. Иногда в это зеркало полезно смотреть, чтобы узнать, сколько у нас врагов и как они нас ненавидят.
Но сам корень зла находится не в сети. Бороться надо с плакатами, прославляющими шахидов в палестинских городах, с антисемитизмом в школах автономии и в программах палестинского телевидения. Воевать с Facebook – это все равно, что искать пропажу под фонарем, где светлее.
Да, террор использует интернет для пропаганды, но то же самое может делать государство Израиль и все, кто ему сочувствует. Пользователи жалуются, что при поиске на слова «Израиль» и «евреи» выпадают тысячи антисемитских публикаций, но ведь можно сделать так, чтобы одновременно появлялось больше позитивной информации о еврейском государстве. Она не переубедит наших врагов, но добавит нам друзей.
Facebook со своей огромной аудиторией предоставляет необычайно широкие возможности, но государственные структуры не спешат ими пользоваться – в отличие от рядовых граждан. Во время Второй Ливанской войны, когда на Израиль выливались тонны проклятий и обвинений, простые блогеры на всех доступных языках объясняли миру, что происходит на самом деле.
Специалисты предупреждают, что чем дальше, тем сложнее государствам будет контролировать интернет. На каждое ограничение будет находиться способ его обойти. Единственный выход состоит в том, чтобы сражаться с врагом в том же информационном поле.