Тель-Авив – закрытый город?

Тель-Авив – закрытый город?

Потерпев поражение в попытках отменить субботние ремонтные работы на железной дороге, ортодоксальное лобби предприняло новую атаку. Министр внутренних дел Арье Дери намерен закрыть по субботам все магазины в Тель-Авиве, включая киоски и минимаркеты, кроме трех торговых комплексов, расположенных далеко от центра. Исключение делается для портов Яффо и Тель-Авива, а также магазинов при бензоколонках.
Автор законопроекта – не сам Дери, а предыдущий глава МВД Гидеон Саар (Ликуд), который почему-то решил под конец своей карьеры внедрить религиозные нормы в Тель-Авиве. Но новые правила полностью отвечают мировоззрению партии ШАС, которую представляет Дери.
Судя по всему, харедим готовятся к серьезному противостоянию. После того как министр труда и социального обеспечения Хаим Кац разрешил проведение неотложного ремонта на железной дороге по субботам, главный раввинат выпустил заявление "О субботе в государстве Израиль". В нем выражается намерение навести наконец порядок с соблюдением шабата в еврейском государстве. Начать решили с главного осквернителя субботы – Тель-Авива.
Ситуация с шабатом здесь складывалась непросто. Официально работа в субботу здесь не разрешалась так же, как и в других местах. Но многие бизнесы все равно были открыты, за что регулярно выплачивали штрафы в городскую казну. Такой своеобразный статус-кво устраивал всех, кроме мелких предпринимателей, для которых штрафы были слишком высоки, и они обратились в БАГАЦ. Суд велел городскому руководству решить проблему: либо разрешить субботнюю торговлю для всех, либо пресечь ее, а не наживаться на штрафах. В итоге городской совет узаконил торговлю по субботам и даже разрешил продавать непродуктовые товары в трех зонах отдыха. В противовес этому закону и появилась инициатива Гидеона Саара.
Как ни печально, у законопроекта Саара-Дери хватает сторонников. Бурная жизнь "государства Тель-Авив" создает у многих впечатление, что население города проводит время исключительно в барах, ночных клубах и на пляжах. Не зря существует поговорка: "В Иерусалиме молятся, в Хайфе работают, в Тель-Авиве развлекаются". Этим он раздражает не только религиозную прослойку. Немало израильтян, живущих вне Большого Тель-Авива, не любят "город нон-стоп" и недовольны тем, что у него есть некие преференции по сравнению с другими населенными пунктами. Многие считают справедливым, что эти преференции будут уничтожены.
Интересно, что Святой город Иерусалим движется в обратном направлении – в нем становится все больше мест, где можно отдохнуть, поесть и повеселиться в шабат. А ведь 20 лет назад центр Иерусалима по субботам напоминал город призраков, оставленный жителями: наглухо закрытые витрины, пустые улицы, по которым ветер гонит обрывки мусора, и голодные растерянные туристы в поисках хоть какого-нибудь работающего киоска.
Годовой оборот субботней торговли в Тель-Авиве составляет около 600 миллионов шекелей. Но дело не только в экономических потерях и даже не в том, когда и где людям удобнее делать покупки. Город – это сложный организм, и нарушить привычные процессы – значит, полностью изменить его характер. Закрытие магазинов, а следом за ними - ресторанов и кафе приведет к запустению и вымиранию центра города.
От новых правил в Тель-Авиве пострадают в первую очередь небольшие частные заведения, которые создают неповторимое очарование его улиц. Работая только в будни, они потеряют немалую долю прибыли и не смогут конкурировать с крупными сетями, которые способны оплачивать аренду помещений в больших торговых центрах. Часть из них закроется, и Тель-Авив без своих маленьких кафешек и магазинчиков уже не будет Тель-Авивом.

Логично было ожидать, что депутаты от МЕРЕЦ и Сионистского лагеря, да и от "Еш Атид" встанут на защиту "открытого города". Но левая оппозиция остерегается вступать в конфронтацию с партиями харедим, чтобы не отпугивать потенциальных партнеров по будущей коалиции, если вдруг удастся свалить правительство Нетаниягу. Поэтому положение ШАС и "Яхадут а-Тора" сейчас очень выгодно – им толком не возражают ни левые, ни правые.

В принципе, левым партиям незачем беспокоиться об интересах своих избирателей, сконцентрированных главным образом в Тель-Авиве. У сторонников левых все равно нет выбора: как бы ни вели себя МЕРЕЦ и Сионистский лагерь, больше им голосовать не за кого.

Даже руководство муниципалитета, вместо того чтобы защищать "вольный город" и отстаивать свои предыдущие решения, предлагает компромиссный вариант - оставить открытыми в шабат 160 магазинов в центре города. Это на 40% меньше, чем сейчас.

На массовые протесты тоже рассчитывать не приходится – если остановка субботних работ на железной дороге затронула практически весь центр страны, включая тех, кто просто проезжал через район Тель-Авива, то закрытие городских бизнесов – проблема исключительно тель-авивцев.

Таким образом, жителям "открытого города" остается рассчитывать только на себя. Движение "Свободный Израиль" уже пригрозило в ответ на субботние запреты устроить в шабат концерт в центре Бней-Брака. Но вряд ли это принесет какую-то пользу. Жители Бней-Брака ни на что, по большому счету, повлиять не могут, а министр Арье Дери живет в Иерусалиме.

Единственная надежда на тех, кто понимает, что наступление на Тель-Авив – очередной шаг в попытке изменить статус кво, сдвинуть его в сторону харедизации всего государства. И если закрытым станет светский Тель-Авив, то вскоре придет очередь всех заведений, которые пока еще работают в шабат в других городах – кинотеатров, бассейнов, маршруток на море. Уже сейчас разрешения на неотложные работы в субботу выдаются только на короткий срок и по усмотрению министра труда. Сам Хаим Кац недавно заявил, что постарается "вернуть доверие религиозного населения".

Доверие светского населения, по-видимому, уже никого не волнует.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK