Тема "двух государств" не раскрыта
Итоги
Судьбоносный визит Нетаниягу в США принес весьма неопределенные итоги. Правда, все в один голос признают: в Белом доме чету Нетаниягу принимали гораздо теплее, чем при Обаме. Трамп, похоже, был искренен, обещая Израилю поддержку в международных организациях, где к еврейскому государству относятся несправедливо и предвзято. Но обещать это президенту было несложно – он и сам не любит международные организации.
Как и ожидалось, Нетаниягу и Трамп были единодушны в оценке иранского соглашения, которую глава Белого дома назвал худшей сделкой, которую он когда-либо видел. Трамп пообещал не допустить получения Ираном ядерном оружия и наказать Тегеран за запуски баллистических ракет, распространение терроризма по всему миру и поддержку экстремистских группировок вроде «Хизбаллы». Вероятнее всего, впереди нас ждут новые антииранские санкции, а возможно, и расторжение сделки. Эту перспективу Нетаниягу считает своим главным достижением.
В остальном же у тех, кто смотрел пресс-конференцию обоих лидеров, создалось впечатление, что они не договорились ни о чем конкретном. Высказывается предположение, что Трамп для начала решил выслушать Нетаниягу, а потом подумать над дальнейшими планами. Главе Белого дома торопиться некуда, а вот Биби оставил дома множество нерешенных проблем, с которыми он обещал разобраться по результатам поездки в США.
Главная неопределенность касается палестинской проблемы. С одной стороны, Трамп, вроде бы, напомнил Нетаниягу о том, что для достижения мира придется пойти на уступки и компромиссы. Эта фраза воодушевила израильских левых, которые увидели в ней обещание дальнейшего американского давления на правое правительство. Но спорная тема «двух государств для двух народов» так и осталась нераскрытой. Пусть израильтяне и палестинцы сами договариваются, сколько государств им нужно – одно или два, почти игриво заявил американский президент. Возможно, он действительно не понимает, что никто никогда об этом не договорится: в Израиле нет консенсуса в отношении территорий и проживающего там палестинского населения, а палестинцам нужно не государство, а имидж угнетенных и оккупированных.
Судя по всему, Трамп сохраняет те же иллюзии, что и все его предшественники: он надеется на «хороший мирный договор». В этой ситуации Нетаниягу, как и при прошлых президентах, старается тянуть время, которое рано или поздно откроет всему миру лицемерный характер палестинской политики. Вроде бы условия, которые поставил Биби Аббасу – признание еврейского государства и прекращение антиизраильской пропаганды, - преследуют ту же цель. Нынешняя администрация ПА никогда не признает еврейский характер Израиля, а повернуть вспять громоздкую машины пропаганды очень трудно и при всех благих намерениях на это потребуется не один год.
Без этих выполненных условий Израиль имеет право не садиться за стол переговоров. Вопрос лишь в том, что будет делать Трамп, когда по прошествии времени он не получит свой «хороший договор». Исходя из его характера и прошлого опыта американо-израильских отношений нетрудно догадаться, что президент в конце концов предложит Израилю собственный вариант урегулирования, и будет проталкивать его куда жестче, чем тот же Обама.
Пока же Трамп действительно не хочет давить на Израиль и взваливать на себя лишние обязательства. Его месседж в отношении Нетаниягу очевиден: сделайте что-нибудь сами, мы вас поддержим (или дружески предостережем). Встреча в Вашингтоне была ознакомительной: Трамп хотел понять, что намерен делать Израиль, если ему не мешать. Но осторожный Биби постарался (по-видимому, успешно) уйти от ответа, поскольку его главная задача – удержать власть, лавируя между разными позициями и политическими силами. Теоретически, он мог бы изложить Трампу любую программу – будь то аннексия Иудеи и Самарии, новое одностороннее размежевание, отступление в границы 1948 года и т.д. – и даже получить ее одобрение. Но с этой одобренной программой премьеру пришлось бы вернуться в Израиль и столкнуться с ожесточенным сопротивлением ее противников или – и того хуже – ее осуществлять. Так что нет ничего удивительного, что Биби оставил палестинский вопрос в подвешенном состоянии – это дает ему пространство для широкого политического маневра.
Судя по недавно обнародованным документам, год назад была сделана очередная попытка добиться урегулировании по инициативе госсекратаря США Джона Керри и при участии лидеров Иордании и Египта. Попытка провалилась, но, как пишут СМИ, стала поводом для переговоров о создании правительства национального единства. Тогда Нетаниягу предупредил Керри, что его предложения в коалиции не получат одобрения большинства. Сказать такое Трампу означало расписаться в собственной беспомощности, поэтому в этот раз палестинский вопрос был просто спущен на тормозах, а вместе с ним и идеи «двух государств», аннексии и проч.
Что касается поселений, то Трамп, с одной стороны, не собирается осуждать Израиль за их расширение, но с другой – попросил немного «притормозить» с их строительством. Это расплывчатое замечание глава правительства сможет использовать по своему усмотрению.
Израилю приходится координировать свои решения не только с Белым домом, но и с остальным миром. Поэтому интересно намерение Нетаниягу добиваться международного признания израильского суверенитета над Голанскими высотами, озвученное во время визита в США. Голаны, видимо, должны стать своего рода пробным камнем для изменения международного статуса аннексированных территорий, которые большинство стран считают оккупированными. Момент выбран удачно – вряд ли сейчас кто-то всерьез сможет требовать возращения Голанских высот Сирии. Вероятно, таким образом Нетаниягу хочет проверить реакцию международного сообщества на те смелые шаги, на которые Израиль сможет решиться при поддержке Трампа.