Тестирование утопающих

Тестирование утопающих


Пятьдесят тысяч инфицированных в день, нет, уже сто тысяч, от двух до трех миллионов заболевших, то есть каждый третий, до двух тысяч тяжелобольных… Такое светлое будущее обещает нам «корона» через две-три недели, когда пятая волна эпидемии достигнет пика. Впрочем, предупреждают эксперты, истинной картины мы не увидим, поскольку масштабы тестирования ограничены недавним решением правительства. Помимо этого, отменен «светофор» в школах, сокращен карантин для приехавших и контактировавших с больными, ликвидирован список «красных» стран, Израиль полностью открылся для вакцинированных туристов.

В чем логика подобных послаблений? «Сгорел сарай, гори и хата»? Мол, люди все равно болеют, с карантином и без, так пусть хотя бы возрождается туризм и не страдает экономика. Или власти просто умыли руки, расписались в своем бессилии влиять на ход пандемии и сдались на милость вируса? Пятая волна рано или поздно пойдет на спад, так зачем тратить деньги на бесполезные профилактические меры?

С туризмом все более или менее ясно; точнее, нам объяснили эту логику с помощью странной арифметики. Раньше приезжающие из-за границы привозили десять процентов от уровня заболевания, и это было опасно для страны, а сейчас – меньше пяти, что несущественно. Но дело не в том, что туристы стали менее заразны, а просто вырос уровень «внутреннего» "Омикрона". Власти почему-то не подумали, что в любой момент может появиться еще какой-то штамм с неизвестными свойствами (собственно, он уже обнаружен на Кипре), и нам мгновенно доставят его на дом через открытую границу.

А может, правительство просто решило закрыть глаза на происходящее? Поэтому изменена политика в сфере тестирования: меньше тестов – меньше показатель инфицированных – меньше паники в СМИ и головной боли у руководства? Хотя на самом деле все проще. Проблему огромных очередей в центры тестирования и возможного дефицита тестов решили радикально: разрешили контактировавшим с больными привитым гражданам, за исключением определенных категорий, делать дома экспресс-тесты. Правда, быстрые тесты тоже могут закончиться, но это уже будет следующая проблема - до нее руки дойдут позже или не дойдут вообще. Здесь возникает интересный вопрос: почему в нашей цивилизованной стране с прекрасно оснащенной медициной и фармацевтикой всегда не хватает именно тех медикаментов, ресурсов и оборудования, которые нужны в данный момент? Почему каждый раз мы оказываемся не готовы даже к неновой и хорошо знакомой ситуации?

«Мы адаптируемся, чтобы избежать закрытия экономики», - откровенно объяснил происходящее глава минздрава Ницан Горовиц. Как обычно, это происходит за счет граждан, ведь наборы для самостоятельного тестирования надо покупать за свои деньги. Как говорится, тестирование, как и спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Разумеется, особо ушлые израильтяне тоже постараются «адаптироваться» и будут игнорировать самостоятельное тестирование или подделывать его результаты. Излишне добавлять, сколько случаев «короны» прибавится благодаря такой «адаптации».

Не исключено, что «умывание рук» властей перед «короной» призвано вызвать у населения страх и убедить людей делать очередную прививку, как только она станет доступна широким массам. Не зря премьер Беннет авторитетно заявил, что четвертая доза вакцины в пять раз увеличивает количество антител.

Возможно, в нынешней стратегии есть даже некоторый элемент наказания недисциплинированных граждан. Мол, вы сами виноваты в происходящем: не прививались вовремя, не носили маски, собирались большими группами, несмотря на запреты, - вот и расплачивайтесь за свое неразумное поведение. Расплачиваться, разумеется, будут как раз те, кто честно выполнял все правила – люди старшего поколения и группы риска, наиболее подверженные заражению и осложнениям.

А может, у нас пытаются возродить концепцию коллективного иммунитета, которая давно уже провалилась в Швеции? Мол, пусть все переболеют, «Омикрон» не так опасен, система здравоохранения справится. Но это означает, что примерно 800 тысяч человек, не получивших бустер (не считая групп риска), могут перенести заболевание тяжело или очень тяжело. Выходит, политики готовы принести этих людей в жертву? И все это – ради спасения экономики?

Увы, даже эта благая цель может оказаться недостижимой, поскольку оптимистичные прогнозы в отношении «короны» обычно не оправдываются. С высокой вероятностью, мы проиграем на обоих фронтах: потеряем контроль над заражаемостью, но экономику не спасем. Оплата заболевшим и ушедшим в изоляцию окончательно разорят бизнес. По оценке Объединения промышленников, эти выплаты могут достигнуть пяти миллиардов шекелей в течение месяца, не считая потери миллионов рабочих часов. Даже если пустить все на самотек и полностью отменить карантин, количество больных, покинувших свои рабочие места, способно парализовать целые отрасли. К этому уже идет, например, на Израильской железной дороге, где недавно пришлось изменить расписание из-за болезни машинистов.

А если «Омикрон» окажется опаснее и долговечнее, чем мы предполагали, если на смену ему придет более стойкий штамм (все это вполне вероятно), то правительству все равно придется вводить «сегер», которого оно старается избежать столь высокой ценой. Только это произойдет в условиях совершенно обескровленной экономики и полного неверия общества во все директивы, спускаемые «сверху». Из такой пропасти Израиль может и не выбраться – у него не хватит на это ни материальных, ни моральных ресурсов.

Увы, сегодняшнее упрямство, с которым правительство отступает перед «короной», чем-то напоминает эпоху соглашений Осло с ее настойчивым движением к уступкам на фоне роста терактов. И грозит оно не менее печальными последствиями.

Впрочем, за время пандемии Израиль привык ставить на себе разного рода эксперименты, утешаясь тем, что мы прокладываем путь всему остальному миру. Правда, ни к чему хорошему это не приводит: мы все чаще терпим фиаско, а остальной мир успешно учится на наших ошибках.

Автор//: Ирина Петрова
 

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK