Трамп пойдет по стопам Обамы?

Трамп пойдет по стопам Обамы?

Когда эксцентричный миллиардер Дональд Трамп появился на американском предвыборном горизонте, многим он казался клоуном, не имеющим серьезных шансов. И вот, 21 июля Трамп утвержден кандидатом от Республиканской партии на пост президента США. И хотя по опросам он пока проигрывает своей сопернице Хиллари Клинтон, весь мир уже понял, что от предстоящих выборов можно ждать любых сюрпризов.

В своей номинационной речи Дональд Трамп назвал Израиль "величайшим союзником" США на Ближнем Востоке. В Израиле многие действительно склонны считать, что этот президент будет именно таким другом еврейского государства, каким он себя позиционирует. Другие же предупреждают, что избрание "темной лошадки", каковой является миллиардер в политике, не сулит Израилю ничего хорошего.

Общеизвестно, что в ходе своей предвыборной кампании Трамп не раз говорил о своих симпатиях к Израилю и упрекал нынешнюю администрацию в пренебрежении его интересами – прежде всего в том, что касается соглашения с Ираном.

"Если израильтяне атакуют Иран, чтобы остановить иранскую ядерную программу, я приду на помощь Израилю”, - сказал Трамп в прямом эфире популярной американской программы. Он также добавил, что считает Израиль жертвой в конфликте с палестинской стороной.

Советник Трампа Дэвид Фридман в интервью газете "Гаарец" сообщил, что, его босс, став президентом, пересмотрит обязательства США в отношении создания палестинского государства. Этот вопрос, по словам Фридмана, будет предоставлено решать Израилю. Также Трамп не станет требовать свернуть строительство в поселениях и, вероятно, поддержит частичную аннексию Западного Берега, которую предлагают правые израильские политики. Наконец, он заключит новый военный договор с Израилем, если этого не сделает Обама.

Однако скептики напоминают, что в начале своей политической деятельности нынешний кандидат от республиканцев высказывался иначе. В 2015 году он заявил, что Израилю придется многим поступиться ради достижения мира с палестинцами, заодно выразив сомнения, что у израильского руководство есть серьезные намерения заключить мирный договор. Строительство в Иудее и Самарии он назвал "огромным камнем преткновения" на пути к переговорам и сказал, что в случае избрания президентом палестино-израильское урегулирование будет одним из его приоритетов, причем ответственность за этот процесс он возложил на Израиль.

В том же году, на съезде Республиканской Еврейской Коалиции, Трамп допустил возможность раздела Иерусалима и провозгласил свой “нейтралитет между Израилем и Палестиной”, вызвав бурное негодование аудитории и острую критику со стороны соперников-республиканцев. Главный конкурент Трампа, впоследствии сошедший с дистанции Тед Круз, заявил, что такая позиция в корне противоречит традиции Республиканской партии, которая всегда выступала на стороне Израиля.

Далее, в одном из интервью Дональд Трамп не стал отрицать, что при его правлении американские спецслужбы смогут вести шпионаж за израильским руководством.

Недоброжелатели Трампа считают, что его пылкие признания в любви к Израилю – популистский предвыборный ход. Но допустим, Дональд Трамп действительно любит Израиль именно так, как он говорит. При его самоуверенности, он способен придумать некий новый путь мирного урегулирования – по его убеждению, оптимальный для Израиля - и добиваться его осуществления с упорством, какое не снились ни Обаме, ни чете Клинтонов, ни отцу и сыну Бушам. Удастся ли Нетаниягу (или его преемнику) игнорировать волю Трампа? Как поведет себя "лучший друг Израиля", если мы его рассердим? Последнее, впрочем, можно предсказать: в декабре 2015 года Трамп отменил встречу с Биби, после того как тот раскритиковал его высказывания. Трамп заявил тогда, что приедет в Иерусалим уже в качестве президента, что прозвучало почти как угроза. Дональд Трамп и сам не скрывает, что он злопамятен. Вряд ли он позволит Нетаниягу, подобно Обаме, обыгрывать себя на глазах мирового сообщества.

Скорее всего, чисто по-человечески Трампу ближе Израиль, чем палестинцы – так же, как Бараку Обаме ближе была мировая мусульманская "умма". Но это не значит, что свои симпатии он будет проявлять в политике – из президентского кресла многие вещи видятся по-другому.

Не исключено, что вся эксцентричность и самоуверенность Трампа уйдет в предвыборный "свисток", и он станет послушным исполнителем воли своих советников и Конгресса. В одном интервью, выражая сомнение в возможности мира между Израилем и палестинцами, он добавил, что слышал об этом от людей "высокого уровня". Эта оговорка очень показательна: не имея четко оформленных политических взглядов, Трамп готов постоянно опираться на мнение "людей высокого уровня", а они не всегда будут на стороне Израиля.

Если же Трамп останется таким же ниспровергателем устоявшихся порядков, каким он выставляет себя до выборов, он может ниспровергнуть один из главных принципов Республиканской партии - поддержку Еврейского государства. Нетаниягу не раз удавалось скорректировать политику кабинетов Обамы и Билла Клинтона с помощью конгрессменов-республиканцев. Да и с президентами-республиканцами отношения традиционно складывались проще. Но Трамп способен нарушить эту традицию.

Несмотря на абсолютную несхожесть Дональда Трампа и Барака Обамы, в их президентской судьбе может оказаться много общего. Обама казался абсолютно новым явлением в американской политике, от него ждали прорыва, но в итоге получили только разочарование. Трамп как "человек со стороны" тоже порождает некие надежды на политическое возрождение, но вряд ли они оправдаются. Его нежелание раскрывать планы на будущее, скорее всего, означает, что никаких планов нет, и на посту президента он будет действовать спонтанно и непредсказуемо. Но Израилю в это трудное и тоже непредсказуемо время нужен партнер, на которого можно положиться.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK