В одной лодке с Израилем
В своей инаугурационной речи Дональд Трамп не упомянул Израиль, и это скорее хорошо, чем плохо. Выступление Трампа уже разобрали построчно, с кем только его не сравнив – от Ленина до Гитлера. Заговори он об Израиле, от гневных обличителей досталось бы и самому президенту, и, за компанию, еврейскому государству, которое явно выиграло от избрания Трампа.
На самом деле, Израиль вправе ожидать от нового главы Белого дома поддержки и понимания не только потому что Трамп обещал это в своих предвыборных выступлениях. У президента самой могущественной державы и у нашего крошечного государства сегодня очень много общего.
Прежде всего, и тому, и другому в современной политике активно навязывают роль изгоев, несущих опасность для всего человечества. Мировые новости в эти дни заполнены исключительно Трампом и решением Израиля продолжить строительство в Иерусалиме. Оба этих явления преподносятся как гораздо более страшная угроза мировому порядку, чем терроризм и все продолжающиеся войны, вместе взятые.
Для международных СМИ Трамп сегодня стал главной мишенью, слегка потеснив Израиль. Противостояние президента США и американских журналистов невольно заставляет вспомнить постоянные – по делу и без дела – нападки израильских медиа на Нетаниягу.
Есть еще один примечательный момент. И СМИ, и многие мировые политики преимущественно левого толка реагируют на Трампа, как на временное и даже кратковременное явление. Некоторые откровенно считают дни до импичмента. В публикациях об Израиле тоже порой проскальзывает мнение о «неудачном проекте», который пора сворачивать.
Европейские лидеры не скрывают своего отношения к Трампу как к досадному недоразумению. Если бы у них была возможность, они бы объявили ему бойкот или попытались бы его воспитывать методом кнута и пряника, как они поступают с Израилем. Но к несчастью для Европы, она слишком сильно зависит от США. От Штатов зависит международная экономика, НАТО, военные действия в Сирии и многое другое. Так или иначе, европейским политикам придется взаимодействовать с новой американской администрацией и находить с ней общей язык. Поэтому можно ожидать, что градус обличительной риторики вскоре снизится. Тем не менее, ругать Трампа, по-видимому, останется признаком хорошего тона у левых интеллектуалов, так же, как в их среде повсеместно принято осуждать Израиль и регулярно выходить на демонстрации с лозунгами против «сионистской оккупации».
Но главное – не реакция мира и медиа, делающая из нового хозяина Белого дома «мальчика для битья», каким все время был Израиль. Главное – что у Трампа и еврейского государства общие цели: сильная Америка и уничтожение исламского терроризма. Да-да, Израиль, пожалуй, единственная страна мира, которая заинтересована в том, чтобы Америка была сильной. Ни Европа, которая хочет видеть США партнером, ставящим международные интересы выше национальных, ни арабские монархии во главе с Саудовской Аравией, которым нужен только американский рынок и защищающее их американское оружие, не хотят видеть ту Америку, о которой говорит Трамп. Исчезни сейчас иранская угроза – и никто из арабских союзников и не вспомнит про США.
Противники президента называют главным выгодоприобретателем от его избрания Москву и президента Путина. Но нетрудно понять, что России от США нужно только снятие санкций и согласование позиции по Сирии. В целом же в Кремле только и мечтают, чтобы Америка потеряла свое лидерское положение в мире и оставила это «свято место» другим.
У Штатов в мире миллионы ненавистников, которые ставят в вину этой супердержаве именно ее силу и способность влиять на мировой порядок. В Израиле же к США относятся и всегда относились доброжелательно. Здесь приход Трампа – это надежда не только на поддержку израильских интересов, но и на восстановление дружеских отношений, замороженных в правление Обамы. Если же глава Белого дома выполнит свое обещание не вмешиваться в международные конфликты, а заниматься внутренними делами своей страны, для Израиля это будет лучшим из возможных вариантов, шансом наконец разрешить свой конфликт с палестинцами. Правда, с одной поправкой – этому примеру должны последовать и другие страны, взявшие на себя роль непрошенных миротворцев.
Встретившись с сотрудниками ЦРУ в первые же дни своего правления, президент США назвал одной из главных задач уничтожение исламского терроризма, обозначив общего врага для Израиля, США и всего мира. Очевидно, Трамп понимает, что Израиль в этой борьбе находится на переднем фронте. Тот факт, что его избрание чрезвычайно напугало палестинских деятелей, говорит о том, какую сторону они занимают в противостоянии добра со злом.
И наконец, подобно тому как еврейскому государству с первых дней пришлось выживать и побеждать вопреки враждебности остального мира, у Дональда Трампа тоже не остается другого выбора. Либо он примет вызов всех своих противников – от мировых политиков до протестующих толп – и осуществит все то, что собирался. Либо сдастся и проиграет по всем статьям, а вместе с ним проиграют и Америка, и Израиль. Первые шаги Трампа – в частности, в отношении еврейского государства – станут показателем его способности выполнять обещания.
Очень хочется надеяться, что сам президент понимает, кто его друзья, а кто враги. Решение о переносе посольства, одобрение строительства «за зеленой чертой» - сами по себе действия важные, но не определяющие в отношениях США и Израиля. В конце концов, десятилетиями наша дружба сохранялась и без посольства в Иерусалиме. Но если Трамп пойдет на попятный в этом и других вопросах, это принесет ему самому больше вреда, чем Израилю. Это будет означать тотальную капитуляцию перед критиками и откровенными недоброжелателями. Израиль простит новому президенту малодушие, как прощал он недружественные шаги всем его предшественникам. Но простит ли ему Америка?