В поисках виноватых
Явление под названием "таг мехир" (буквально – "ценник", по смыслу – "расплата, возмездие") появилось в Израиле в 2008 году. Радикалы из числа поселенцев отмечали этим знаком погромы и акции вандализма, совершенные в ответ на палестинские теракты.
В 2013 году было предложено считать "таг мехир" террористической деятельностью. Но Нетаниягу выступил против, заявив, что нельзя сравнивать боевиков ХАМАСа и Исламского джихада с хулиганящими еврейскими подростками, а взрывы и обстрелы – с надписями на стенах. Никому не пришло в голову, что граффити и сожженными машинами дело не ограничится.
Год назад в Иерусалиме, после похищения трех израильских подростков, был убит Мухаммед Абу-Хадера. Реакция общества оказалась неоднозначной: немало израильтян сочло возмездие оправданным. Многие данные следствия были засекречены; по официальной версии, убийцы были психически неуравновешенными фанатиками, не связанными ни с какой организацией.
31 июля этого года неизвестные подожгли два дома в палестинской деревне Кфар Дума. Погиб полуторогодовалый ребенок, его родители и брат получили серьезные ожоги. СМИ заговорили об экстремистской ультра-правой еврейской группировке, которая не признает законов государства и подчиняется нескольким радикальным раввинам. Этой группировке приписывают также поджог мечети в Умм эль-Фахме и Церкви преумножения хлебов и рыб на Кинерете, а также ряд других акций. Экстремистов не смущает, что их деятельность откровенно вредит Израилю – они хотят видеть на его месте государство Галахи.
Полиция арестовала несколько человек, известных своими праворадикальными взглядами, но пока не представлено доказательств их причастности к поджогам. Тем временем появились конспирологические версии о том, что трагедия в Кфар Дума – дело рук арабов, которые сводят между собой счеты, одновременно дискредитируя Израиль.
Возможна ли такая провокация? Вполне. Но и версия еврейской мести не менее вероятна. Нельзя не признать, что еврейский экстремизм стал реалией нашей жизни. Он отвратителен, жесток, безжалостен… и вполне объясним.
Да, евреи всегда отличались благородством и уважением к человеческой жизни. Но рано или поздно терпение должно было лопнуть. Закономерно, что лопнуло оно у той части населения, которая в последние годы демонизировалась и изображалась главной преградой к миру и безопасности. Вина за палестинский террор чуть ли не открыто возлагалась на поселенцев, а их попытки сопротивляться насильственной эвакуации делали их и вовсе "врагами народа". По сути, они уже давно не чувствуют своей принадлежности к государству, которое предает их, выселяет из домов и не может защитить от наглеющих врагов. Ведь палестинские теракты против поселенцев воспринимаются у нас гораздо спокойнее, чем инциденты в пределах "зеленой черты" и уж, конечно, не вызывают такого резонанса, как поджог арабского дома.
Разумеется, убийцам детей нет оправдания. Но правительство должно признать, что именно его политика толкала молодых поселенцев в ряды радикалов. Экстремистские настроения в определенной части общества существовали всегда, но в том, что они обрели популярность и превратились в действия, - в этом власть, политики, СМИ могут винить только себя. За все эти годы не было сделано ни одной убедительной попытки наладить диалог с "молодежью холмов", дать им понять, что они - часть нашего народа, а не отщепенцы. Куда больше сил и средств было потрачено (по большей части, безрезультатно) на различные программы сосуществования с палестинцами.
Возможно, это не упущение, а сознательное игнорирование - власти действительно нет и не было дела до поселенцев. Но нынешняя ситуация наносит очевидный вред всей стране. Участились нападения на евреев, мы снова в шаге от интифады, а палестинская администрация обращается в международный уголовный суд в Гааге с требованием расследовать "поселенческий террор". Обвинения Израиля в агрессивной политике по отношению к арабам получают наглядное подтверждение в глазах международного сообщества.
Трагедия в Кфар Дума произошла почти одновременно с нападением Ишая Шлисселя на участников гей-парада в Иерусалиме, убийством 16-летней Ширы Банки и ранением еще нескольких человек. Увы, нашлись израильтяне, которые одобрили поступок религиозного фанатика, поскольку они не считают за людей членов ЛГБТ-сообщества – так же, как другие не считают людьми арабов. Тенденция очень тревожна – среди нас растет ненависть. Она бумерангом возвращается к поселенцам и ортодоксам, еще больше углубляя расслоение в обществе. Именно этой проблемой должны заняться политики, журналисты, писатели, религиозные авторитеты. Она гораздо важнее, чем государственный бюджет, сохранение коалиции и выявление экстремистских настроений среди евреев.