Вкус власти

Вкус власти

Выборы можно не проводить – ни срочные, ни досрочные. Они, конечно, имеют значение для партий, которые могут усилить или ослабить свое присутствие в Кнессете. Но главное не изменится – формировать правительство и руководить страной снова будет Нетаниягу. Это знают все и, в первую очередь, он сам.

Недавно премьер представил военно-политическому кабинету свое детище - "Концепцию безопасности 2030". В Израиле редкий план или концепция переживают правление своих инициаторов, поэтому можно догадаться, что Биби собирается править больше десяти лет, то есть три каденции подряд.

Выступая перед членами кабинета, он рассказал о вероятных угрозах, которым Израилю придется противостоять в ближайшее десятилетие, – шаг еще более самонадеянный, поскольку мало кому удается предсказать события на Ближнем Востоке хотя бы на два года вперед. Но Нетаниягу, по-видимому, знает все заранее – и про Израиль, и про себя.

Большая часть концепции засекречена, и правительству придется утверждать только ее финансовые разделы. Но уже ясно, что отношение государства к оборонной сфере будет полностью пересмотрено. По мнению премьера, Израиль создал достаточно успешную экономику, чтобы увеличить расходы на безопасность. Они будут расти на в 3-4% в год, чтобы достичь 6% от валового национального продукта (ВНП). Казалось бы, разница небольшая (нынешние оборонные расходы составляют 5,8 ВНП), но на деле это миллиарды шекелей. Концепция предусматривает новую систему контроля и распределения с упором на современные технологии и кибербезопасность, но вопрос, откуда наша "успешная экономика" возьмет лишние деньги, остается открытым. Здесь также проявляется редкая самоуверенность Нетаниягу: в предвыборный год (или перед досрочными выборами), на фоне общего роста цен, повышения тарифов на воду и нерешенной проблемы дороговизны жилья он не боится говорить о дополнительных расходах.

Официальное объяснение звучит так: международное положение еврейского государства на редкость устойчиво, у нас прекрасные отношения с союзниками, а повышение обороноспособности страны необходимо, чтобы эти достижения закрепить и развить. В принципе, это резонно – на фоне создания арабского альянса Израиль должен стать самой сильной страной в регионе, с таким убедительным перевесом, чтобы никому даже в голову не пришло испытать на прочность его военную мощь. И все же обычно безопасность укрепляют, когда возрастает угроза. Поэтому общественность предполагает, что правительству в этой области известно нечто секретное, важное и не очень приятное, и нам придется положиться на его компетентность. Заговори премьер о повышении иных бюджетных расходов, не связанных с социальной сферой, это вызвало бы шквал критики, но затраты на безопасность, да еще при поддержке министров финансов и обороны, вызывают у нас полное доверие.

Разумеется, Нетаниягу это доверие ощущает. Оно для него уже стало привычным, как и вкус власти. Не случайно он резко потребовал от харедим принять решение по поводу закона о призыве ешиботников: сейчас или никогда – через две недели или уже в следующей каденции.

Закон о призыве уже давно торпедируется ультраортодоксальными фракциями, но сохранить коалицию им важнее. Недавно депутаты от партий ШАС и "Дегель а-Тора" даже предложили Нетаниягу свои голоса для утверждения закона. "Дегель а-Тора" готова выйти из союза с другой ашкеназской партией харедим – "Агудат Исраэль", чьи лидеры не согласны с нынешней формулировкой. Окончательное решение примет Совет мудрецов Торы, но даже если фракция "Агудат Исраэль" уйдет в отставку, коалиция в составе 62 депутатов сохранит большинство.

Обычно Нетаниягу славился своим умением находить компромиссы. Но на этот раз он сам отверг предложение ШАС и "Дегель а-Тора" и выставил жесткое условие: либо все харедим поддерживают закон, либо он объявляет досрочные выборы. 2 декабря истекает срок, данный правительству Верховным судом для доработки законопроекта о призыве. Если соглашение не будет достигнуто, закон о всеобщей воинской обязанности вступит в силу.

Какое-то время многие эксперты были уверены, что Биби намеренно добивается досрочных выборов из-за грозящих ему уголовных дел: во время предвыборной кампании расследования против кандидатов замораживаются. Однако грозные "тысячные" дела рассыпались одно за другим, и последнее, дело 4000, или "дело Безек" (о предполагаемой помощи премьера компании "Безек" и порталу Walla в обмен на позитивное освещение его деятельности), скорее всего, ожидает та же судьба. Полиция в последний раз допросила Нетаниягу, и СМИ сообщают, что прокуратура получит рекомендацию выдвинуть обвинение в получении взятки. Однако никаких подтверждений этому нет, а журналисты писали то же самое и о других, ныне закрытых делах.

Видимо, Нетаниягу уже все равно, когда будут выборы – сейчас или через год. В их исходе он абсолютно уверен, так же как в том, что именно ему придется окончательно решать вопрос с призывом. Так что лучше сразу расставить все точки над "i". К тому же, если харедим сейчас провалят законопроект, им придется многим поступиться, чтобы уговорить Биби взять их в будущую коалицию.

Впрочем, в Израиле слишком часто все происходит не так, как рассчитано и запланировано. Предсказуемость выборов может привести к низкой явке, особенно среди сторонников правого лагеря. Однако Биби мало чем рискует. В худшем случае он получит малочисленную фракцию Ликуда, и, учитывая плохие отношения с Беннетом, собрать правую коалицию ему будет непросто. Но, возможно, она ему не нужна, и он найдет других партнеров. Например, недавно кабинету Нетаниягу выразила поддержку глава партии МЕРЕЦ Тамар Зандберг, одобрившая смягчение бойкота Газы. Биби настолько уверен в своем могуществе, что вполне сможет встать над партийной "схваткой" и взять себе в союзники кого угодно, левых или правых, не опасаясь бунта и конкуренции.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK